Речевое поведение, сущность понятия, особенности речевого поведения дошкольника

Педагогика » Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников » Речевое поведение, сущность понятия, особенности речевого поведения дошкольника

Страница 4

Таким образом, участники с конструктивным типом речевого поведения оказывают в целом положительное влияние на процесс общения, делают его позитивно насыщенным и содержательным. Содержание общения постоянно обогащается, наблюдается тенденция к сплоченности участников, взаимопониманию между ними. Общение характеризуется открытостью, рефлексивностью, эмпатией, доверием участников друг к другу, конструктивностью, минимумом оценочных суждений, личностными обращениями, преобладанием позитивных эмоций ("Ты моя умница!", " Ты постараешься, и у тебя все получится"). Здесь присутствует сопереживание и понимание речи ребенка, возникает контакт, общность, внутри которой происходит воздействие внутреннего мира взрослого на внутренний мир ребенка. Интонация подчас значительнее слова: не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят. Не менее важен и сопутствующий высказыванию жест. Он так же, как и интонация, и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот, приободрить, выразить расположение участие. Очень важно в разговоре уметь держать паузу. Искусство разговора - это искусство… молчания. В данном случае парадокс расшифровывается легко: слушать внимательно бывает так же сложно, как и говорить. Как говорил французский писатель-моралист Ж. Лабрюйер, "талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие".

Такое общение родителей с детьми в настоящее время скорее редкость, чем норма. Но именно оно способствует самопознанию, самовыражению, самореализации каждого из собеседников, предполагает обмен идеями, взглядами, переживаниями, личностными смыслами, иначе говоря, содержанием внутреннего мира. Участник с конструктивным типом склонен к созданию отношений, а это, в свою очередь, обеспечивает общность между взрослым и ребенком и, соответственно, эффективность воспитательного воздействия.

Неконструктивный тип речевой активности характеризуется тем, что он не только мало "продвигает" общение, а даже часто "разрушает" его. Речь таких участников малосодержательна и бессвязна. Речевая реакция либо замедленная (участники пассивны), либо чрезмерно высока (участники многословны, излишне детализируют сказанное, но при этом привносят очень мало содержания в общение, перескакивают с темы на тему или развивают преимущественно свою линию обсуждения). В развитии общения они не заинтересованы, постоянно отвлекаются, могут резко критиковать высказывания собеседника. Позы участников свидетельствуют о формальной включенности в процесс общения: корпус развернут в сторону от собеседника, отсутствует контакт взгляда. Экспрессия и кинетика окрашены эмоционально однообразно - либо преимущественно негативно, либо - наоборот, чрезмерно "позитивно".

Таким образом, участники с неконструктивным типом речевого поведения могут вносить разлад и негативные эмоции в общение, в силу чего нарастает его деструктивное влияние. Общение характеризуется возрастанием напряжения, недоверием, ограниченностью, отсутствием реального личностного взаимодействия. Естественной реакцией на это становится протест, сопротивление, желание прервать общение.

Данные типы речевого поведения не могут быть "чистыми". Можно говорить лишь о некотором преобладании, выраженности черт определенного типа.

К сожалению, в настоящее время речевое поведение родителей часто является неконструктивным. В семьях прослеживается воспитательный террор взрослых: настоять на своем, заставить, добиться, ни в коем случае не позволить поступить так, как хочется ребенку, если его желание расходятся с представлениями взрослых о пользе. Мы разучились взращивать человека, дорожа всей прелестью его сложностей и противоречий. А любой ребенок, даже самый благополучный, в условиях неправильного с ним обращения может стать проблемным. Слово имеет воспитательную силу, если помогает ребенку осмыслить опыт своего поведения, причины успехов и неудач в своей деятельности, оценить ошибки, сделать из них самостоятельные выводы. Поэтому назидания и нравоучения бесполезны, если ребенок не приучен к анализу своего поведения. Жесткие слова подавляют самосознание ребенка: нельзя, не ходи, замолчи, не кричи, не бегай, накажу и т.д. Слова с отрицательной нагрузкой - это одновременно и негативная оценка поступка, и характеристика личности, поэтому воспринимаются ребенком как негативное к нему отношение. Это тормозит развитие его самосознания, мешает творчеству, самостоятельности, подавляет желание и стремление браться за новые и трудные дела.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Экспериментальные методы организации работы в опытных группах
Известно, что те или иные явления могут считаться научными фактами только тогда, когда они способны неоднократно воспроизводиться в экспериментальной обстановке. Педагогический эксперимент как раз и создаёт возможность для подобного воспроизведения изучаемых явлений. Возможность эта является следст ...

Рабочее место учащегося
Рабочее место учащихся – это определенная часть площади учебной мастерской с наиболее целесообразным расположением оборудованием, инвентарем, приспособлениями и другой оснасткой. Основные компоненты рабочего места учащегося: определенная площадь учебной мастерской, необходимая для расположения и но ...

Содержание понятий "самостоятельная деятельность" и "домашние задания"
Под самостоятельной деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. В нашем случае, мы имеем дело с физкультурной деятельностью, то есть деятельностью, направленной на достижение физического совершенства индивида. Всякая деят ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru