Речевое поведение, сущность понятия, особенности речевого поведения дошкольника

Педагогика » Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников » Речевое поведение, сущность понятия, особенности речевого поведения дошкольника

Страница 5

Отсутствию взаимопонимания в общении способствует безличное абстрактное восприятие ребенка, построенное на принципе "долженствования" ("Ты должен вести себя как подобает!".). Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не изменяется от того, что они слышат это в "сто первый раз". Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще все вместе взятое. Нравственное поведение воспитывается в детях не столько словами, сколько через подражание поведению взрослых.

Ограниченность лексикона - также серьезное препятствие для общения. Бедность личного словаря приводит к тому, что человек, не вспомнив нужного слова, заполняет речевые пустоты жаргоном, ничего не значащими словами - "пустышками" ("ну", "это", "понимаешь" и т.д.)

Ребенок подвержен речевой агрессии. Общение очень сильно насыщено оценочными суждениями, обзываниями, высмеиваниями типа: "Какой ты лентяй!", "Ну просто дубина!" и т.д. Наказанию за проступок никогда не должно сопутствовать унижение. Если вы двадцать раз скажете ребенку, что он идиот, бестолочь, подлец, сработает эффект внушаемости и он, в конце концов, в это поверит. Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его еще больше в тупик. А при частом повторении дети либо обижаются и защищаются ("А сама какая?", "Ну и буду таким!"), либо перестают на них реагировать. Тогда, например, некоторые родители от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным, а порой и жестоким. Нельзя действовать по принципу угорелой кошки. Необходимо терпение, умение ждать, избегая раздражения и отчаяния, иначе накопившаяся в детях агрессия может быть отреагирована как на окружающих, так и на самих себя. Проявление взаимного терпения и такта в общении могут принести облегчение даже в сложных и конфликтных ситуациях.

Именно от того, какие требования и в какой форме предъявляют окружающие ребенка люди к его интеллектуальным и личностным качествам, когда ежедневно с ним общаются, какую "пищу" ему задают, какие задачи перед ним ставят и какой уровень активности при этом вызывают - от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание разных характеристик, которые включает в себя личность человека. Поэтому родители должны обращать внимание на собственную речевую организацию, так как именно от их речевой организации во многом зависит и взаимопонимание в общении, и выработка взглядов, эталонов поведения, а также формирование аналогичного типа речевого поведения.

Рецепт конструктивного общения одновременно и труден, и прост. Возьмите чашу терпения, налейте туда от полного сердца любви, бросьте две горсти щедрости, капните туда же юмора, посыпьте доброты, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Полученную массу, намазав на кусочек отведенной вам жизни можно предлагать всем, кого вы встретите на своем пути.

Таким образом, можно отметить, что основным условием развития ребенка является его общение с близким взрослым. Именно в общении со взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация по теме:

Государственные законодательные документы о единстве семейного и дошкольного общественного образования
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общест ...

Нравственная деятельность педагога
Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание ...

Формирование умений в процессе обучения истории
Формировать – значит образовывать, составлять, организовывать, порождать. Мы придерживаемся того мнения, что формирование – это процесс, в ходе которого происходит создание чего-то нового на основе имеющихся качеств личности как генезисного характера, так и приобретенного. В трудах ученых по пробле ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru