Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного развития младших подростков

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного развития младших подростков

Страница 4

В подростковом возрасте продолжают развиваться основные тенденции духовности, заложенные в детстве: подросток стремится все глубже проникнуть в сферу смыслов и ценностей, формируются моральное сознание, чувство ответственности за поступки, развивается интеллектуальная сфера; интересы, влечения, вкусы и запросы составляют определенную систему, складывается характер подростка. На смену игре в качестве ведущего фактора приходит учеба. В школе ребенок осваивает систему знаний, у него создается научное мировоззрение. Чрезвычайно важно отметить, что научное мировоззрение вытесняет все другие подходы к осознанию мироздания, в частности религиозный. Научное мировоззрение отгораживает человека от церковного миросозерцания, различного рода изотерических учений, накладывает отпечаток на весь строй духовной жизни человека.

Можно предположить, что научное мировоззрение делает духовную жизнь беднее, суше и скованнее. Доказательность подавляет свободу и действие, моральная норма – порыв сердца и поступок, значительная часть психической жизни уходит в подсознание, личность раздваивается, хотя и не осознает этого.

Важнейшим фактором в отроческий период является половое созревание. В этот период снижается продуктивность основных психических функций, в яркой форме проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, особенна взрослым. Происходит оформление вторичных половых признаков, у девочек начинаются менструации, на некоторое время приостанавливается обычный рост различных органов тела. Но самые значительные перемены происходят в духовной жизни подростка. Новая сила – пол выступает на первый план. Подробно этот период описывает В. Зеньковский. У подростка рушится устоявшийся порядок мира, меняются сложившиеся вкусы и привычки. Духовный мир подростка снова становится эгоцентричным, все вращается вокруг его личности. Вся жизнь подростка освящается мечтательностью.

В. Зеньковский отмечает: «Лишь в этот период начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчинение своих желаний и порывов. Внутренний мир, оказывающийся бесконечным и бездонным, иррациональным и непостижимым для самого же подростка, выдвигает различные «мечты» – чувства, желания, планы — совершенно не считаясь с тем, насколько они реализуемы. Острый и упорный иррационализм, нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своим миром и придает всем замыслам и желаниям характер мечты, которая изолирует подростка от социального мира. Этот период .имеет большой вкус к ассоциальности — к уединению и одиночеству, к трагическому чувству непонятности и ненужности никому, вообще оторванности от всего и от всех.

Подросток переживает действие в себе мощной, темной, неясной силы, которая несет стремление к самопожертвованию и начатки грубого, неприкрашенного эгоизма, несет свои императивы, которые подросток не может объяснить, но которым он не может не отдаться со сладостной и стыдливой страстностью. Отсюда конфликты с традиционной моралью и отрицание ее. «Если к этому времени – под влиянием ядовитой среды – воображение подростка уже занято сексуальными сюжетами, то в его сознании с этим могут быть связаны только различные телесные сексуальные движения, – чем намечается болезненный, но почти неизбежный, можно даже сказать нормальный (для юношей) разрыв сексуальности и эротики, обычно, впрочем, преодолеваемый в явлениях «влюбленности». Вот почему так благотворна всякая влюбленность в этот период, ибо влюбленность, фиксирующая «объект» половых исканий, имеет огромное значение, как преодоление дурной субъективности. На этом объекте может концентрироваться для подростка вся реальность, все может окрашиваться из этой точки и это должны учитывать воспитатели и родители».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Рабочее место мастера
Рабочее место мастера – это определенная часть площади учебной мастерской, специально оснащенной в целях обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательной и организационно-технической функции. Основные требования к организации рабочих мест мастера: удобство, скорость и ка ...

Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории
Применяемые методы зависят от типа структуры содержания материала. Так, при изучении элементов-предметов, не связанных между собой и показанных в тексте статически, используют конкретно-научные методы и приемы при помощи описания, измерений повторов, опытов с целью изучения свойств элементов, не ст ...

Виды игр и их роль в обучении детей
В практике обучения и воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения, в том числе и учет ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru