Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного развития младших подростков

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного развития младших подростков

Страница 3

Познание смысла, предназначения, ценности предметов и явлений мира и себя в этом мире является важнейшей частью духовного становления личности. Начавшись в детстве, процесс познания продолжается всю жизнь. При этом смысл предметов может меняться, они могут переосмысливаться, раскрываться в системе новых отношений. Ребенок переосмысливает и свое доведение, и свои личностные качества. Можно сказать, что сущность духовного становления есть процесс постоянного переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств и своих действий, поступков и отношений.

Значением и смыслом наделяются не только предметы и явления внешнего мира, но и эмоции и эстетические восприятия ребенка, например цвета (на этом этапе возможна цветовая диагностика типа тестов Люшера).

Одновременно с раскрытием сферы значений и смыслов начинает формироваться моральное мироощущение. И если в раннем детстве ребенок свободен от диктата действительности, то освоение значений и смыслов влияет на его поведение, оно начинает детерминироваться этими значениями. Особенно следует выделить моральную сферу, которая по мере взросления ребенка играет все большую роль. Поведение ребенка определяется уже не только свободой творчества, но и моральной нормой, которая может перерасти в нравственный закон внутри личности. Этот процесс взаимодействия свободы и нравственности может пойти разными путями. Один путь — когда мораль извне, как цензура, регулирует поведение, другой — когда свобода органически соединяется с нравственностью, превращаясь в нравственную свободу. Но это наблюдается на более поздних периодах жизни. Вместе с моральным сознанием в жизнь ребенка приходит и чувство ответственности за свои поступки.

С формированием морального сознания ребенок начинает понимать, что такое добро и что такое зло. В нем пробуждается вкус к добру и злу. Последнее хотелось бы подчеркнуть особо. Формирование морального сознания не ведет ребенка автоматически по пути добра. Духовное становление личности предполагает возможность творения не только добра, но и зла. Причем зло может доставлять удовлетворение субъекту злодеяния. Зло, как и добро, составляет часть духовной жизни ребенка.

Развитие морального сознания приводит к тому, что ребенок начинает понимать наказание за дурной поступок. Вне морального сознания ребенок понимает, что его наказали за такой-то поступок, но он еще не осознает, что это дурной поступок, что это зло. Понимание наказания за дурной поступок не предполагает понимания наказания и за дурную мысль, за стремление к совершению зла. За намерение проступка не наказывает и правосудие. Но по мере развития духовности человек может достичь такой ступени нравственного сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные мысли, только за стремление к злу.

Возвращаясь к детскому творчеству как проявлению духовности, необходимо отметить важнейшую его особенность — целостность функционирования психики. Эта целостность выступает: — в нерасчлененности психики на сознательные и бессознательные процессы; — в отсутствии диктата сознания в целом и морального сознания в частности; - в единстве интеллектуальных и эмоциональных процессов; - в единстве рациональных и интуитивных моментов познания (эти творческие интуиции проявляются в зрелом возрасте, если оказываются востребованными). По целостности функционирования психики ребенок находится на вершине творчества. Подобной целостности человек практически уже не достигает никогда. У взрослого больше знаний и умений, он развивает свои способности, у него шире возможности, несравнимо большая продуктивность, но нет той целостности психики, которая наблюдается у ребенка. И только в моменты наибольшего творческого подъема и напряжения, при счастливом стечении обстоятельств человек достигает этой целостности. И тогда создаются шедевры. И тогда говорят, что каждый человек в отдельные моменты жизни бывает гениален.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Содержание элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики»
Как уже ранее говорилось, в научно методической литературе выделяют три типа элективных курсов: предметные, межпредметные и не входящие в базисный учебный план. Наша задача составить содержание элективного курса, не входящего в базисный учебный план. Для того, чтобы определить содержание элективног ...

Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группе у детей расширяют представления о труде представителей различных профессий. При этом нужно обязательно использовать моменты, когда взрослых отмечают за их успехи в труде (сотрудника детского сада наградили за хорошую работу грамотой, отец ребенка завоевал первое ме ...

Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска
Рассмотрев учебные пособия курса «ОРКиСЭ», выявив существующие в них методологические погрешности, мы обратимся к опыту преподавания данного предмета, полученному в ходе педагогической практики, на базе пятых классов школ города Красноярска. Во время прохождения практики были проведены анкетировани ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru