Понятие о формах организации обучения и их классификация

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Понятие о формах организации обучения и их классификация

Страница 5

межпредметные факультативы (курс «Единство материального мира» - обществоведение + физика + биология).

Каждый из этих видов факультативов разделяют на теоретические, практические и комбинированные (по дидактической цели).

Учебная экскурсия - это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов, явлений действительности, их взаимосвязей и взаимозависимостей. Характерным признаком экскурсии является то, что изучение объектов связано с движением учащихся, с их мышечными усилиями и осуществляется через «живое» наблюдение и изучение в реальных условиях.

Перед экскурсией встают следующие задачи:

обогатить знания учащихся, установить связи теории с практикой, с жизнью;

воспитывать уважительное отношение к труду, к природе;

развивать творческие способности, наблюдательность, память, мышление учащихся, их самостоятельность;

формировать эстетические чувства;

активизировать познавательную и практическую деятельность.

Учебная экскурсия, как правило, имеет продолжительность от 45 до 90 мин.

Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен всесторонне подготовиться, предварительно ознакомиться с объектами изучения, маршрутом передвижения, разработать детальный план, организовать учащихся. Важными факторами эффективного проведения экскурсии является эрудиция учителя, способность к импровизации, коммуникативная культура и др

По отношению к учебным программам экскурсии делят на:

1) программные (рекомендованные учебными программами);

2) внепрограммные (выходят за пределы программы).

По содержанию учебные экскурсии являются тематическими и комплексными (обзорными). Тематические экскурсии проводят в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем (по естествознанию). Комплексные - охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов.

По времени проведения экскурсии делятся на вступительные, текущие, итоговые. Вступительные экскурсии предшествуют изучению нового материала (учащиеся усваивают опорные понятия, получают наглядные представления и практический опыт, знакомятся с фактами). Текущие экскурсии проводят параллельно с изучением теоретического материала с целью обеспечения более глубокого его понимания, дополнения новыми представлениями. Итоговые экскурсии проводят в конце учебного года или после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации теоретических знаний, углубления и закрепления навыков и умений. Важной задачей этого вида экскурсии - способствовать выявлению связи изученного на уроках материала с реальными процессами или явлениями.

Индивидуальные и групповые консультации проводят с целью помочь учащимся преодолеть пробелы в знаниях и предупредить отставание в учении. Эта форма используется также и для удовлетворения потребностей отдельных учащихся в углубленном изучении различных предметов, техники, искусства. Консультации проводят во внеурочное время. Они могут быть индивидуальными и групповыми, иметь характер собеседований, самостоятельного выполнения учащимися заданий под руководством учителя.

Домашняя учебная работа учащихся дополняет их урочную работу и отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства со стороны учителя. Основная цель домашней работы - углубить знания, полученные на уроке, усовершенствовать умения, обеспечить развитие самостоятельности мышления ученика.

Эффективность домашней учебной работы зависит от следующих факторов:

1) сформированности у учащихся познавательного интереса к содержанию и задач, понимание ими цели данного типа работы (творческий характер, связь с жизнью, практикой);

2) педагогическое руководство и контроль со стороны учителя, родителей, воспитывать ответственное отношение к выполнению домашнего задания;

3) соблюдение дидактического принципа доступности обучения;

4) сформированность у учащихся навыков самостоятельной работы, а также навыков самоконтроля;

5) соблюдение нормативов максимальных нагрузок учащихся, их диагностика и планирование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Использование педагогической оценки в воспитании
Дошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического воздействия на ребенка в этот период зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работ ...

Творческая тетрадь для шестого класса по теме “Признак делимости на 11 натуральных чисел”
Настоящий параграф посвящен одному из средств обеспечения выполнения творческих работ по математике, которое мы назвали творческой тетрадью. Творческая тетрадь – это особым образом оформленная система заданий и мест для решения, выстроенная в соответствии с логикой разворачивания исследовательской ...

Особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками
Отношение к лирике школьника-читателя на разных этапах его развития разное. На последнем этапе (в старших классах), важно подвести читателя к осмыслению того, что произведение есть отражение авторского миропонимания, а его творчество отражение процесса формирования, изменения взглядов. Художник все ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru