Понятие о формах организации обучения и их классификация

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Понятие о формах организации обучения и их классификация

Страница 5

межпредметные факультативы (курс «Единство материального мира» - обществоведение + физика + биология).

Каждый из этих видов факультативов разделяют на теоретические, практические и комбинированные (по дидактической цели).

Учебная экскурсия - это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов, явлений действительности, их взаимосвязей и взаимозависимостей. Характерным признаком экскурсии является то, что изучение объектов связано с движением учащихся, с их мышечными усилиями и осуществляется через «живое» наблюдение и изучение в реальных условиях.

Перед экскурсией встают следующие задачи:

обогатить знания учащихся, установить связи теории с практикой, с жизнью;

воспитывать уважительное отношение к труду, к природе;

развивать творческие способности, наблюдательность, память, мышление учащихся, их самостоятельность;

формировать эстетические чувства;

активизировать познавательную и практическую деятельность.

Учебная экскурсия, как правило, имеет продолжительность от 45 до 90 мин.

Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен всесторонне подготовиться, предварительно ознакомиться с объектами изучения, маршрутом передвижения, разработать детальный план, организовать учащихся. Важными факторами эффективного проведения экскурсии является эрудиция учителя, способность к импровизации, коммуникативная культура и др

По отношению к учебным программам экскурсии делят на:

1) программные (рекомендованные учебными программами);

2) внепрограммные (выходят за пределы программы).

По содержанию учебные экскурсии являются тематическими и комплексными (обзорными). Тематические экскурсии проводят в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем (по естествознанию). Комплексные - охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов.

По времени проведения экскурсии делятся на вступительные, текущие, итоговые. Вступительные экскурсии предшествуют изучению нового материала (учащиеся усваивают опорные понятия, получают наглядные представления и практический опыт, знакомятся с фактами). Текущие экскурсии проводят параллельно с изучением теоретического материала с целью обеспечения более глубокого его понимания, дополнения новыми представлениями. Итоговые экскурсии проводят в конце учебного года или после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации теоретических знаний, углубления и закрепления навыков и умений. Важной задачей этого вида экскурсии - способствовать выявлению связи изученного на уроках материала с реальными процессами или явлениями.

Индивидуальные и групповые консультации проводят с целью помочь учащимся преодолеть пробелы в знаниях и предупредить отставание в учении. Эта форма используется также и для удовлетворения потребностей отдельных учащихся в углубленном изучении различных предметов, техники, искусства. Консультации проводят во внеурочное время. Они могут быть индивидуальными и групповыми, иметь характер собеседований, самостоятельного выполнения учащимися заданий под руководством учителя.

Домашняя учебная работа учащихся дополняет их урочную работу и отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства со стороны учителя. Основная цель домашней работы - углубить знания, полученные на уроке, усовершенствовать умения, обеспечить развитие самостоятельности мышления ученика.

Эффективность домашней учебной работы зависит от следующих факторов:

1) сформированности у учащихся познавательного интереса к содержанию и задач, понимание ими цели данного типа работы (творческий характер, связь с жизнью, практикой);

2) педагогическое руководство и контроль со стороны учителя, родителей, воспитывать ответственное отношение к выполнению домашнего задания;

3) соблюдение дидактического принципа доступности обучения;

4) сформированность у учащихся навыков самостоятельной работы, а также навыков самоконтроля;

5) соблюдение нормативов максимальных нагрузок учащихся, их диагностика и планирование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Основные механизмы процесса аудирования с точки зрения психологии
В предыдущем разделе было дано психологическое обоснование механизмам аудирования. Далее целесообразным представляется подробнее остановиться на основных механизмах процесса аудирования и его составляющих. Термин «аудирование» часто употребляется в качестве синонима термину «слушание», однако данны ...

Игровые педагогические технологии и их использование при обучении изобразительному искусству
В настоящее время заметно возрос интерес психологов, педагогов, в частности дидактов, к игре как средству развития познавательного интереса. Немецкий психолог К. Гросс, в начале ХІХ в. первым предпринявший попытку систематизировать изучение игры, называет её начальной школой поведения. По его мнени ...

Исходные теоретические позиции урока
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Всё остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая всё то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование е ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru