Следующей попыткой была система индивидуализации обучения американской учительницы А. Паркхерст, которая называлась «Дальтон-план» (по названию города Дальтон). Она вместо классно-урочной системы предложила «класс организации», то есть заменила учебные классы предметными «лабораториями»: учащиеся с помощью учителя-консультанта составляли индивидуальный план на день, потом занимали учебные места, где самостоятельно изучали заданный материал; в конце дня они составляли своеобразный зачет, результаты которого заносили в индивидуальную карточку.
Во второй половине 20-х годов XX века основные идеи «Дальтон-плана» воплотились в лабораторно-бригадной организации обучения в советской школе, когда вместо классов создавались «лаборатории», ученики распределялись на небольшие группы - бригады (по 5-7 человек), обучение в которых осуществлялось по учебникам соответствующего построения. Тогда же в школах России были попытки применения «Дальтон-плана» как формы свободного обучения, но он оказался неэффективным.
Активное возрождение «Дальтон-плана» началось в 50 - 60-х годах прошлого века в виде «плана Трампа » (разработан Л. Трампом). Сущность его заключается в попытке как можно больше индивидуализировать процесс обучения с помощью различных гибких форм его организации. Здесь сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых учебных группах с индивидуальными занятиями. Лекции читаются опытными преподавателями для большой аудитории (100-1500 человек) с использованием современных технических средств обучения. В малых группах (по 10-15 человек) обсуждается материал лекции. Эти занятия ведет или рядовой преподаватель, или способный ученик из группы. Затем проводится индивидуальная работа в учебных кабинетах - лабораториях. Время распределяется так: на лекции - 40 % учебного времени, на занятия в малых группах - 20, на индивидуальную работу - 40 %. Учебные классы отсутствуют, состав учебных групп не является постоянным. Эта система требует четкой работы преподавателей и материального обеспечения. Отдельные элементы «плана Трампа» активно используются в системе высшего образования, как за рубежом, так и в России.
В начале XX века педагоги А. Ферьер (Швейцария), О.Декроли (Бельгия), А. Шульц (Германия) выступили авторами комплексного метода обучения, сущность которого состоит в объединении материала обучения вокруг тем-комплексов. Но эта комплексность нарушала предметность преподавания, систематичность изучения основ наук.
Итак, проблема организационных форм обучения является весьма актуальной и сложной. Она еще окончательно не решена. Основными направлениями совершенствования организационных форм обучения в дидактике считается модернизация содержания обучения, разработки и внедрения элементов индивидуализации и создание модулей учебно-познавательных действий.
На современном этапе развития дидактической науки есть несколько вариантов классификации форм организации обучения. Например, В. Оконь разделяет их на три группы:
- Работа на занятиях;
- Домашняя работа;
- Работа после занятий.
Ч. Куписевич их классифицирует на основе следующих критериев:
- Количества учащихся (индивидуальная и групповая формы организации учебной деятельности);
- Места учебной деятельности учащихся (лекция в классе, лабораторная работа, экскурсия, производственная деятельность, домашняя работа, занятия на промышленных предприятиях и др.);
- Продолжительностью дидактического мероприятия (лекционные и вне-лекционные).
И.П. Подласый предлагает их классификацию по следующим признакам:
- По количеству учащихся - массовые, коллективные, групповые, микрогруппы, индивидуальные формы обучения;
- Месту учебы - школьные формы: урок, работа в мастерской, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т.д.; внешкольные формы: экскурсия, домашняя самостоятельная работа, занятия на предприятии;
- Дидактической целью - формы теоретического обучения: лекция, факультатив, кружок, конференция; комбинированного или смешанного обучения: урок, семинар, домашняя работа, консультация; практического (практикумы) и трудового обучения: работа в мастерских, в специальных классах, на пришкольных участках и т.п.;
Информация по теме:
Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального
педагога с детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Рекомендации, которые будут приведены ниже, помогут улучшить работу социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей- сирот. Социальный педагог должен: - Знать историю личного дела ребенка. - Спокойно обговаривать прошлую жизнь ребенка, если у него есть такая потребность. - Знать дета ...
Проблемно-поисковые методы обучения
Отличительной чертой проблемно-поисковых методов является постановка перед обучающимися вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ, как бы сами создают новые знания, "делают открытия", формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслител ...
Исследование влияния проблемной ситуации на
активизацию мыслительной деятельности учащихся
С целью экспериментальной проверки степени активизации мыслительной деятельности была исследована выборка из 25 учащихся 10 «а» класса (15 мальчиков и 10 девочек). Физически и умственно все дети здоровы. Результаты исследования по методике № 1 представлены в таблице 1. Таблица 1. № Время Скорость п ...