Следующей попыткой была система индивидуализации обучения американской учительницы А. Паркхерст, которая называлась «Дальтон-план» (по названию города Дальтон). Она вместо классно-урочной системы предложила «класс организации», то есть заменила учебные классы предметными «лабораториями»: учащиеся с помощью учителя-консультанта составляли индивидуальный план на день, потом занимали учебные места, где самостоятельно изучали заданный материал; в конце дня они составляли своеобразный зачет, результаты которого заносили в индивидуальную карточку.
Во второй половине 20-х годов XX века основные идеи «Дальтон-плана» воплотились в лабораторно-бригадной организации обучения в советской школе, когда вместо классов создавались «лаборатории», ученики распределялись на небольшие группы - бригады (по 5-7 человек), обучение в которых осуществлялось по учебникам соответствующего построения. Тогда же в школах России были попытки применения «Дальтон-плана» как формы свободного обучения, но он оказался неэффективным.
Активное возрождение «Дальтон-плана» началось в 50 - 60-х годах прошлого века в виде «плана Трампа » (разработан Л. Трампом). Сущность его заключается в попытке как можно больше индивидуализировать процесс обучения с помощью различных гибких форм его организации. Здесь сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых учебных группах с индивидуальными занятиями. Лекции читаются опытными преподавателями для большой аудитории (100-1500 человек) с использованием современных технических средств обучения. В малых группах (по 10-15 человек) обсуждается материал лекции. Эти занятия ведет или рядовой преподаватель, или способный ученик из группы. Затем проводится индивидуальная работа в учебных кабинетах - лабораториях. Время распределяется так: на лекции - 40 % учебного времени, на занятия в малых группах - 20, на индивидуальную работу - 40 %. Учебные классы отсутствуют, состав учебных групп не является постоянным. Эта система требует четкой работы преподавателей и материального обеспечения. Отдельные элементы «плана Трампа» активно используются в системе высшего образования, как за рубежом, так и в России.
В начале XX века педагоги А. Ферьер (Швейцария), О.Декроли (Бельгия), А. Шульц (Германия) выступили авторами комплексного метода обучения, сущность которого состоит в объединении материала обучения вокруг тем-комплексов. Но эта комплексность нарушала предметность преподавания, систематичность изучения основ наук.
Итак, проблема организационных форм обучения является весьма актуальной и сложной. Она еще окончательно не решена. Основными направлениями совершенствования организационных форм обучения в дидактике считается модернизация содержания обучения, разработки и внедрения элементов индивидуализации и создание модулей учебно-познавательных действий.
На современном этапе развития дидактической науки есть несколько вариантов классификации форм организации обучения. Например, В. Оконь разделяет их на три группы:
- Работа на занятиях;
- Домашняя работа;
- Работа после занятий.
Ч. Куписевич их классифицирует на основе следующих критериев:
- Количества учащихся (индивидуальная и групповая формы организации учебной деятельности);
- Места учебной деятельности учащихся (лекция в классе, лабораторная работа, экскурсия, производственная деятельность, домашняя работа, занятия на промышленных предприятиях и др.);
- Продолжительностью дидактического мероприятия (лекционные и вне-лекционные).
И.П. Подласый предлагает их классификацию по следующим признакам:
- По количеству учащихся - массовые, коллективные, групповые, микрогруппы, индивидуальные формы обучения;
- Месту учебы - школьные формы: урок, работа в мастерской, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т.д.; внешкольные формы: экскурсия, домашняя самостоятельная работа, занятия на предприятии;
- Дидактической целью - формы теоретического обучения: лекция, факультатив, кружок, конференция; комбинированного или смешанного обучения: урок, семинар, домашняя работа, консультация; практического (практикумы) и трудового обучения: работа в мастерских, в специальных классах, на пришкольных участках и т.п.;
Информация по теме:
Анализ лирического и драматического текста
Чтение и изучение лирических произведений предоставляет очень большие возможности для личностного развития ребенка, поскольку в процессе восприятия участвуют воображение, эмоциональная сфера, мышление, память. Кроме того, лирика как изображение чувств может оказывать сильное воспитательное воздейст ...
Дежурства как форма организации труда детей
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...
Методика применения отдельных игровых педагогических
технологий на занятиях по изобразительному искусству в школе
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, фа ...