2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Закон не имеет четкой позиции, разрешающей проблему религиозного образования в государственной школе. Этот аспект образовательной политики более четко прописан в статье пятой закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»:
1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Из формулировки закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» мы видим, что органы самоуправления предоставляют, а не просто могут предоставить, возможность обучать детей. Но здесь скорее имеется ввиду конфессиональное образование в духе той, или иной религии, а потому данная статья закона не может в полной мере относиться к объекту нашей работы. Но мы отметит, что главным здесь является указание на необходимость просьбы со стороны опекунов, о религиозном образовании, и согласия детей на такой вид обучения.
Включение религиозного компонента в систему образования стало предметом дискуссии в обществе. В 2001 году, был проведен круглый стол – «Религиозное образование в России: проблемы и перспективы», организованный Московской патриархией Русской Православной церкви. Результатом его деятельности стал ряд положений:
1) Разрабатывать проекты гуманитарного образования и воспитания в Российской Федерации с учетом духовно-нравственных, религиозных и культурных традиций народов России;
2) Проводить совместно с традиционными религиозными организациями образовательные, культурно-просветительские мероприятия и реализовывать образовательные проекты, направленные на духовно-нравственное, гражданско-правовое и патриотическое воспитание учащихся;
3) Сотрудничать с традиционными религиозными конфессиями в разработке: образовательных программ по духовно-нравственному, патриотическому, религиозному воспитанию и образованию; учебных и учебно-методических пособий по образовательным предметам, воспитанию и образованию учащихся государственных образовательных учреждений; подготовке педагогических кадров.
Данные положения были приняты всеми участниками круглого стола (представителями православной и католической церквей, протестантских организаций, ислама, иудаизма, представителями министерства образования).
Согласно итоговому документу данного круглого стола, государство должно обеспечить возможности реализации законных прав граждан на религиозное образование в государственных образовательных учреждениях. А также оказывать содействие традиционным религиозным организациям в создании и деятельности негосударственных общеобразовательных учреждений различного уровня, подготовке для них преподавательских кадров.
Стоит обратить внимание и на официальную позицию Русской Православной церкви Московского Патриархата - крупнейшей религиозной организации, сыгравшую роль главной культурно-образующей религии России:
1) С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее, Церковь, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней, исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир;
Информация по теме:
Специфические особенности педагогических ситуаций, порождающие
необходимость и потребность в их саморегуляции
Очень важным аспектом профессиональной деятельности педагога является саморегуляция,т. е. способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. Необходимость саморегуляции возникает следующих случаях ...
Анализ тенденций развития биологического образования
Моделирование ситуаций научного поиска, развитие эмоционально-чувственного отношения к живым системам приносят радость познания которой так мало на уроках биологии с использованием репродуктивных методов. "Открытия", "озарения", интеллектуальные и практические "изобретения& ...
Взаимосвязь музыки и литературы на праздниках и развлечениях
Утренники и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности в коррекционных школах VIII вида. Она соединяет различные виды искусства в целях наиболее эмоционального воздействия и эффективного решения ряда воспитательных задач. Знаменательные даты в школе отмечаютс ...