Известно, что те или иные явления могут считаться научными фактами только тогда, когда они способны неоднократно воспроизводиться в экспериментальной обстановке. Педагогический эксперимент как раз и создаёт возможность для подобного воспроизведения изучаемых явлений. Возможность эта является следствием намеренной организации условий. Другими словами, характерной чертой педагогического эксперимента как метода исследования является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление. В эксперименте добываются научные факты путём преднамеренного создания необходимых по задача исследования условий, по возможности исключающих побочные влияния на конечный результат, а также путём повторного воспроизведения изучаемого явления и его измерения (оценки).
Объектом исследования могут являться педагогические положения, а также те или иные теоретические предположения с целью получения научных фактов и установления объективных законов физического воспитания. С помощью эксперимента можно решать следующие задачи: 1) подтверждать факт наличия или отсутствие зависимости между избранными педагогическими воздействиями и ожидаемыми результатами; 2) определять количественную меру зависимости, если таковая будет обнаружена; 3) вскрывать характер, механизм этих зависимостей. Общая формулировка требует существенного разъяснения.
Во-первых, следует различать педагогический эксперимент в области дидактики и педагогический эксперимент в области воспитания. Во-вторых, из целостного педагогического процесса для экспериментального изучения могут быть выделены только такие его элементы, которые реально существуют в практике обучения и воспитания как относительно самостоятельные, образно говоря, "живые клетки" обучения и воспитания. В-третьих, факторы, взятые в эксперимента для сравнительного анализа, должны обладать так называемой диспаратностью, т.е. резким различием, даже с элементами противоположности.
Каких-либо норм продолжительности педагогического эксперимента не существует. Она определяется в каждом конкретном случае в зависимости от задачи исследования, от сложности решаемого вопроса. В теории и практике исследовательской работы определилось несколько видов педагогических экспериментов. Каждый из них характеризуется несколькими признаками. Поэтому можно говорить лишь о группировке видов и их взаимных связях, а не о классификации в строгом значении этого слова.
В соответствии с целью, которую ставит перед собой исследователь, может быть применен или преобразующий эксперимент или констатирующий. Преобразующий эксперимент (встречаются и другие названия: созидательный, формирующий, научно-исследовательский) предусматривает разработку нового в науке и практике педагогического положения в соответствии с выдвинутой оригинальной гипотезой. Примером эксперимента подобного рода могут служить исследования эффективности программированного обучения.
Констатирующий эксперимент (его можно назвать ещё контролирующим, практическим) предполагает проверку уже имеющихся знаний о том или ином факте, явлении. К этой же категории экспериментов относятся и те, которые призваны обосновать, раскрыть связи, установить меру факта, явления, уже существующих в практике и оправдавших себя многолетним использованием.
Естественный эксперимент характеризуется настолько незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания, что они могут быть даже не замечены участниками эксперимента. Примером естественного педагогического эксперимента может служить исследование нового содержания программного материала для учащихся общеобразовательных школ, когда в экспериментальных классах применяются разработанные исследователем физические упражнения.
В зависимости от способа комплектования экспериментальных и контрольных групп по их количественному составу естественный эксперимент может проводиться в виде экспериментальных занятий и в виде опытных уроков. Экспериментальные занятия призваны способствовать решению исследовательской задачи в естественных условиях учебно–воспитательного процесса, но с меньшим, чем принято обычно, составом учащихся. Это позволяет больше выдерживать в "чистом виде" определённое исследователем направление в обучении и воспитании, способствует улучшению контроля за реакцией занимающихся. Проведение эксперимента в виде опытных уроков характеризуется тем, что обучение и воспитание осуществляются в плане обычной системы классно – урочных занятий с полным составом занимающихся. Этим и определяются большие достоинства данной разновидности эксперимента. К недостаткам её относятся трудности, связанные с многочисленностью учащихся: контроль за ними и вынужденные отступления от запланированного хода урока.
Информация по теме:
Деление художественной литературы на роды и виды
Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три главных рода: эпос, лирику, драму, а внутри рода – на виды, так называемые жанры. Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий внешних по отношению к автору, объективного хо ...
Сущность деловой игры
Деловая игра – это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: выполн ...
Программные требования к сюжетным задачам в 1 классе
Объем изучаемого в 4-м классе по «Программе по математике в 1-4 клас-сах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 1 000 000, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результ ...