Общие методы исследования

Страница 1

Проведение исследования состоит в использовании выбранных методов как способов разрешения поставленных задач.

Как отмечается в научной литературе, необходимо чётко различать методы науки и методы практической деятельности, основанной на положениях этой науки.

Метод – в широком смысле – это способ подхода к действительности. Метод – это способ познания, изучения, исследования явлений природы и общественной жизни, способ достижения какой – либо цели, решения задачи. Действительное познание – это процесс перехода от незнания к неполному знанию, а от него – к знанию, более полному. Это процесс непрерывного стремления к истине. Всякий процесс познания независимо от того, в какой сфере человеческой деятельности он протекает подчиняется наиболее общим законам познания – законам диалектики, выражающим самые общие и существенные связи и отношения объективной действительности. Поскольку законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи любой форме движения всей материи – развитию природы, общества, мышления, - поскольку диалектический метод является единственным всеобщим методом познания, равно применимым во всех разновидностях процесса познания и в науке, и в практике. По этому поводу Н.Х. Вахтомин пишет: "Законы, раскрываемые конкретной наукой, относятся только к данной форме движения материи и не распространяются на другую Наряду с этим есть законы, которые относятся ко всем без исключения формам движения материи, да и не только материи. Они одновременно являются и законами познания… Наиболее полное, всестороннее и глубокое научное выражение эти законы получили в диалектике".

Будучи всеобщим методом познания, диалектический метод представляет вместе с тем и всеобщий метод. Всё, относящееся к роли и значению диалектического метода в качестве всеобщего метода научных исследований, может быть распространено и на его роль в теории физического воспитания. Признание всеобщего значения диалектики не исключает других научных методов познания. Научный метод – сам по себе постоянно развивающийся процесс, который должен соответствовать не только предмету познания, но и изменяющимся условиям данной разновидности познания, должен учитывать развитие технических средств познания. Общая методология не может следовать за изменениями деталей предмета познания. Необходимы специальный подход к изучению конкретного предмета, специфически приспособленные методы исследования, получения, накопления, переработки и исследования информации.

Следовательно существуют общие, частные и специальные методы познания, кроме всеобщего метода, как в сфере науки, так и в сфере практической деятельности.

Под общим методом исследования следует понимать систему определённых приёмов, правил, рекомендации по изучению конкретных объектов, явлений, предметов, фактов.

При этом под изучением понимается как чувственное, так и рациональное познание, а под объектами – предмет исследования. Приёмы, правила, рекомендации по исследованию объектов – это обобщённое выражение практики подобных исследований.

Существуют следующие общие методы познания: а) наблюдение; б) измерение; в) описание; г) сравнение; д) эксперимент; е) моделирование и др. Все эти общенаучные познавательные методы, теоретически осмыслены философией и некоторыми другими науками. В зависимости от специфических особенностей данной разновидности процесса познания частные методы приобретают те или иные характерные черты. Общие методы составляют второе звено в системе методов. Третья часть – это так называемые частные методы.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Природа как общечеловеческая ценность
Форум в Рио-де-Жанейро – глобальный взгляд на планету В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде – грандиозное событие мирового масштаба, в рамках которого 179 государств-участников анализировали результаты «экологического двадцатилетия» (1792 – 1992 гг.) планеты. Отм ...

Культура и традиции нравственности «Домостроя»
Вся нравственность и вырастает из чувства стыда, — эти слова В. С. Соловьева вполне отражают содержательную сущность средневекового Домостроя. Стыду присуще формальное начало долга, и только исполненный долг ведет к благу; у него есть цель, созидающая цельность личности (целомудрие), а человеческая ...

Образовательный стандарт начального общего образования по математике
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; – освоен ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru