– “Открытая” (стоя – руки раскрыты ладонями вверх; сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) – доверие, согласие, доброжелательность, психологический комфорт.
Характерным компонентом невербальной коммуникации являются жесты (прощания, приветствия, привлечения внимания, утвердительные, отрицательные, жесты доверия, растерянности). При усилении переживаний увеличивается количество жестов, возникает общая суетливость.
Такие характеристики голоса как тембр, высота, громкость, акценты создают образ человека и его эмоциональное состояние:
– высокий голос – энтузиазм, радость.
– мягкий, приглушенный голос – горе, печаль, усталость.
– медленная речь – угнетенное состояние, горе или высокомерие.
– быстрая речь – взволнованность, беспокойство, переживание личных проблем .
Итак, учителю нужно уметь не только слушать, но и слышать интонацию ребенка, силу и тон голоса, скорость речи. Это поможет понять чувства, мысли, устремления учеников.
Неотъемлемой частью невербального общения являются и тактильные воздействия.
К ним относятся рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поцелуи и т.д. Они больше чем другие невербальные средства выполняют функцию индикатора ролевых отношений. Трудно представить общение учителя и учеников только при помощи слов. Жест, мимика, взгляд, поза порой оказывает более сильное впечатление, чем слова. Американский психолог Ф. Селже считал, что при разговоре значимость слов составляет лишь 7%, интонация – 38%, а жесты и мимика – 55%.
Проблема невербального общения рассматривается в психологии с недавних времен. К ней обращались Х. Миккин, И.Н. Горелов, А. Пиз, и др. Она актуальна и для современной школы и является частью педагогического общения. Анализа литературы показывает, что невербальное поведение:
– усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
– является показателем ролевых отношений;
– создает образ учителя и ученика;
– поддерживает оптимальный психологический климат на уроке.
Особую роль невербальные компоненты играют в педагогическом общении и создании имиджа педагога.
Ш.А. Амонашвили [2] называл педагогическое общение – “китом”, на котором держится все воспитание. Таким образом, именно понятие педагогическое общение позволяет более многогранно характеризовать структуру, функции, задачи и т.д.
На сегодняшний день под педагогическим общением понимают систему приемов и навыков взаимодействия учителя и ученика, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, организация взаимоотношений. Педагог выступает как активатор учебного процесса, организует его и управляет им.
Педагогическое общение предполагает наличие определенных умений педагога:
– правильно и оперативно ориентироваться в меняющейся обстановке урока;
– правильно осуществлять речевое воздействие;
– быстро находить коммуникативные средства соответствующие индивидуальным особенностям ученика;
Один из авторов социальной психологии А. Маслоу относил потребность в контактах, любви, признании к первичным человеческим потребностям. Потребность в эмоциональной поддержке и личном самоутверждении испытывают не только ученики. Учителю тоже необходимо одобрение детей, наглядное признание авторитета со стороны учащихся. По словам Ш. Амонашвили педагог нуждается в защите своих воспитанников даже боле чем они – в его покровительстве.
Показателем успешного общения учителя и учеников на уроке является благоприятный морально-психологический климат в классе, атмосфера творчества и взаимного сотрудничества.
Информация по теме:
Особенности развития памяти у младших школьников
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младше ...
Виды принципов обучения
Под дидактическими принципами понимают некоторые очевидные исходные положения, которым должен удовлетворять любой учебно-воспитательный процесс, т.е. аксиомы образования и обучения. Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения ...
Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с
дошкольниками
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе подготовительной группы ясли-сада №6 г. Орши. Данную группу посещало 9 детей (3 мальчика и 6 девочек). С детьми было проведено исследование по определению уровня развития детей от 14.03.06г., коррекционная работа по развитию детей (данная работа п ...