Развитие представление о массе предметов основывается на овладении ребенком «идеальным действием», которое включает 3 компонента:
- ориентировочное (взять в руки, положить на направленные в верх ладони);
- обследование-сопоставление (движение руками, имитирующие весы, - «взвешивание на ладони»);
- проверка веса, состоящая в смене рук или последовательном «взвешивании» каждого из предметов на одной из рук.
В исследовании Н.Г. Белоус при изучении стихийного опыта детей были выявлены следующие основные особенности восприятия и оценки массы детьми.
В детском саду осуществление развития представлений о массе происходит по двум направлениям:
- путем накопления представлений о массе в жизни и играх;
-в процессе специально организованной работы.
По этим основным направлениям организуют работу во всех возрастных группах. Перед воспитателем, работающим с детьми младшего возраста, стоят следующие задачи:
- формировать представления о массе как свойстве предметов;
- учить выделять ее среди других свойств предметов, пользуясь приемами обследования;
- сравнивать контрастные и одинаковые по массе предметы, устанавливая между ними определенные отношения;
- отражать результаты сравнения в речи, пользуясь прилагательными тяжелее - легче, тяжелый - легкий, одинаковые, равные.
Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализатора, между которыми устанавливаются связи в процессе практической деятельности ребенка с предметами. Происходит это уже в раннем возрасте. Так, на втором году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета, но его восприятие имеет сугубо локальный и слабо дифференцированный характер: «тяжесть» связана с самим предметом и неотделима от него.
Малыш 2-х лет пытается поднять любой тяжелый предмет и убедившись, что такое ему будет не под силу, обращается за помощью к взрослым. К 3- 4 годам персептивные действия выделяются из практических и уже предшествуют им. Ребенок, представляя себе, в известной степени, тяжесть предмета, уже не пробует сам поднять его. В этот период все различия в массе предметов дети обозначают словами большой – маленький. В пассивной речи у них содержатся слова - тяжелый и легкий, но активно они ими не пользуются.
Из этого можно сделать вывод, что элементарная способность различать предметы по массе уже имеется, но эти различия в слове еще не закреплены. Ребенок различают контрастные по массе предметы, но только в разных зонах отношений масс, так называемых «зонах тяжелых предметов» и «зонах легких предметов». В данном возрасте дети различают тяжелые предметы лучше, чем легкие.
Так, в «зоне тяжелых предметов» дети 3-4 лет различают отношения масс 1:2,5, а в «зоне легких предметов» - 1:4. С возрастом восприятие различий становится все более точным во всех зонах. Старшие дошкольники начинают дифференцировать массы при соотношении 1:1,5 в «зоне тяжелых» и 1:1,75 в «зоне легких предметов». Это связано с совершенствованием тактильно-кинестетического анализатора, к 5-6 годам заканчивается дифференцировка нервных окончаний в мышцах рук. Однако развитие «барического чувства», способности точного определения массы предмета при помощи активного движения рук происходит не спонтанно, а зависит от упражнений, т.е. от условий обучений.
В младшей группе дети не воспринимают образец как меру для сравнения, как эталон. Они ограничиваются тем, что перебирают один предмет за другим, перекладывая с одного места на другое. Не могут они еще выделять и устанавливать связи и отношения между предметами по их массе, строить сериационный ряд.
Информация по теме:
Основные методы преподавания информатики в начальной школе
На современном этапе актуальными остаются вопросы: «Чему учить малышей на уроках информатики? должен ли предмет «информатика» быть выделен в отдельный урок? кто должен преподавать информатику — учитель начальных классов или преподаватель информатики? Но самый главный вопрос — как учить малышей? Изв ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений ре ...
Механизм творческого воображения
Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения. Гилфорд понимает под креативност ...