Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продуманно они не подбирались учителем. Этот процесс не может быть осуществлен вне форм организации познавательной деятельности учащихся так же, как не бывает и вне времени и пространства.
В философском смысле понятие «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием».
Форма обнимает систему устойчивых связей предмета и явления. Любой реальный урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности преподавателя и учащихся, различных форм их взаимодействия. Немаловажное значение для этого процесса имеет не только содержание общения между учителем и учениками, между учениками, но и то, в каких формах это общение осуществляется, т.е. каким образом учитель организует познавательную деятельность учеников.
Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «…целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно – познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным. Формы организации познавательной деятельности – это, по сути дела, разновидность взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения.
Л. П. Буева считает, что в общении осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие индивидов, выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, взаимопонимание; осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения; создаются сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность.
Формы организации познавательной деятельности в процессе обучения:
1.Без целенаправленного выбора соответствующих форм познавательной деятельности, т.е. без организации определенной структуры отношений между участниками процесса обучения ( учитель – ученик, учитель – отдельные учащиеся, между разными группами учеников, между учениками внутри группы, между всеми учащимися класса), без специального планирования этих отношений полноценная реализация в процессе обучения образовательной, воспитательной и развивающей функции просто невозможна.
2. Формы организации познавательной деятельности во взаимодействии с содержанием учебного материала и методами обучения составляют материальную основу процесса обучения, являются формами его осуществления и применяются в любых формах организации учебного процесса: урока, лекции, семинара, факультативных занятиях, консультациях, учебных конференциях и т.д.
3. Через формы организации познавательной деятельности решается задача активизации познавательной активности учеников как репродуктивной, так и продуктивной, и творческой.
4. Разное сочетание в использовании форм организации познавательной деятельности дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический характер деятельности учеников, повысить роль коллективистских начал, поднять социальную активность учащихся и развить каждого ученика в соответствии с его способностями.
5. Формы организации познавательной деятельности учащихся оказывают непреходящее влияние на весь ход учебно – воспитательного процесса. Разные формы организации задают свои требования в учебной работе: нужно уметь слушать при фронтальной работе, уметь обсуждать проблемы при коллективной, сосредоточивать и организовывать свою деятельность при работе индивидуальной.
6. Именно через формы организации познавательной учащихся овладевают определенным социальным опытом: навыками работы в коллективе, ориентированной в различных водах коллективной деятельности и возникающих в ней ситуациях, а это уже содержательно значимые элементы, характерные только для форм организации познавательной деятельности. Следовательно, она является не только средством усвоения содержания учебного материала, но и самостоятельным источником накопления содержания образования.
7. Особое место формы организации познавательной деятельности занимают в реализации воспитательного аспекта триединой цели урока. Главным источником их воспитывающей роли является характер само - проявления личности при той или иной роли. Лидерство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество своего труда, заинтересованность в результате работы группы и т.д. Дадим краткую характеристику каждой из форм познавательной деятельности учащихся.
Информация по теме:
Процес обучения
Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области ...
Методические системы изучения поэзии Есенина в
школе
Изучению творчества Сергея Есенина в школе уделяется не много внимания. Этой проблемой занимаются Н.И. Шубникова-Гусева, М.А. Бондаренко, Г.Э. Голышева и др. В своей статье "Творчество С.А. Есенина в школе" доктор филологических наук Наталия Игоревна Шубникова-Гусева раскрывает проблемы и ...
Предмет «Обществознание»
Обществознание - в РФ учебный предмет в старших классах средней школы, на старших курсах средних специальных учебных заведений. Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве, и должно было привить ...