Очень важным, как показывает наш опыт применения дидактической игры, является соблюдение принципа двуплановости игры, когда достижение игровых учебных целей служит средством реализации целей развития личности, целей обучения и воспитания.
В соответствии с законами и принципами организации учебно-игровой деятельности разрабатываются правила каждой конкретной игры. Правила игры - это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех её компонентов. Правила игры устанавливают логический порядок протекания игры, они никак не ограничивают развитие игровой деятельности обучающихся, а создают благоприятные условия для максимального проявления потенциальных способностей играющих благодаря их активности.
Целевой педагогический выбор адекватных видов и форм организации учебно-игровой деятельности предполагает целенаправленное применение дидактических игр в соответствии с целями каждого конкретного учебного занятия и этапом проведения занятия, а также во взаимосвязи с другими методами и средствами обучения и воспитания. Для того чтобы педагогическая организация игровой учебной деятельности была успешной, педагогу важно заранее иметь представление о целях и задачах занятия и его предполагаемых результатах. Умело организованная игра вплетается в канву занятия и вступает в свои права, сочетаясь с другими методами и средствами, как форма отношений играющих, как средство, помогающее обучающимся понять и принять отношения руководства и ответственной зависимости, долга и дисциплины, как метод обогащения эмоциональной сферы играющих.
В качестве условия успешного применения дидактических игр выделяется взаимосвязь учебной деятельности с проектировочной и оценочной деятельностью. Это условие реализуется в нашей опытно-экспериментальной работе через: - формирование общественного мнения, утверждающего ценность коллективной игровой деятельности; - проектирование организации дидактических игр с целью согласования личных интересов каждого с интересами всей команды; - постоянную смену ролей “исполнитель – организатор – ведущий – арбитр - наблюдатель“; - обсуждение взаимоотношений, возникающих при организации коллективной зависимости играющих от участия в игре каждого; - предоставление свободы действий обучающимся для самостоятельного планирования, анализа и оценки своей игровой деятельности.
Особо следует подчеркнуть значение общего мнения членов команды и оценки результатов игровой деятельности студентов. Общеизвестно, что в этой форме реагирования команда выступает субъектом воспитания. Против оценки членов команды, сокурсников трудно возразить, в то время как оценка преподавателя нередко вызывает сомнение в её объективности со стороны студентов. Как показывает наш опыт, объективность и справедливость оценки положительно стимулируют студентов, помогают устранить недостатки в учёбе, во взаимоотношениях с сокурсниками.
Преподаватель, какую бы игру он ни организовывал, постоянно должен контролировать обучающе-воспитательно-развивающее действие игры. Это необходимо потому, что превращение педагогических методов воздействия в игре во внутренние способы организации поведения и деятельности самих обучающихся - одно из важнейших средств развития их личности. Чем более чётко сформулирована личностная концепция игровой учебной деятельности обучающихся, тем более успешно педагогическое воздействие игры.
В качестве ещё одного условия успешного влияния дидактических игр на развитие ПЗК учителя технологии и предпринимательства мы рассматриваем установку обучающихся на творческую самореализацию в учебно-игровой деятельности. Самореализация определяется двойственностью позиции личности в процессе игры: играющий осознаёт себя одновременно как субъект и объект игропроцесса. Игра позволяет человеку «быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения», по-разному координировать своё собственное «я». И если в игре раскрываются резервные возможности обучающихся, происходит личностное гармоничное самовыражение и саморазвитие, повышение работоспособности, то это свидетельствует об успешности применения той или иной игры.
Стремление студентов к адекватной самооценке собственного участия в дидактической игре рассматривается нами как один из важных факторов развития личности, сама же самооценка – как одна из значимых характеристик личности. От неё зависит активность человека и его стремление к самосовершенствованию. Поэтому в ходе нашей опытно-экспериментальной работы было важно знать, какова степень адекватности самооценки студентов, чтобы правильно построить систему взаимоотношений для достижения наибольшей пользы от участия студентов в игре. Следует заметить, что стремление к адекватной самооценке, являясь ценным инструментом педагогического проектирования дидактических игр в системе развития ПЗК, открывает реальную возможность формирования недостающих качеств личности учителя технологии и предпринимательства. Сама же игровая учебная деятельность строится как целенаправленный и формирующий личность студента эксперимент.
Информация по теме:
Методики организации деловой игры при обучении
экономике
Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы: 1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. 2. Несложная вступительная ролевая игра. Ее цель – активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы ...
Образовательный стандарт начального общего образования по окружающему миру
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассужда ...
Экспериментальные методы организации работы в опытных группах
Известно, что те или иные явления могут считаться научными фактами только тогда, когда они способны неоднократно воспроизводиться в экспериментальной обстановке. Педагогический эксперимент как раз и создаёт возможность для подобного воспроизведения изучаемых явлений. Возможность эта является следст ...