«Пир для ума»
Адрес: Для педагогов и вожатых, работающих в летнем лагере.
Форма: философские беседы
Место проведения: летний лагерь, на специально отведенном месте или у костра.
Время проведения: вечер
Ход проведения:
Выбрать 3-х «мудрецов» из числа присутствующих.
Всем остальным присутствующим раздают по 1 жетону. Это могут быть «звездочки», «цветочки» и т.д.
Идет рассказ (истории, сказки, стихотворения…)
Каждый из «мудрецов» поочередно высказывает свое суждение о героях истории, дает оценку их поступкам. Если героев несколько, то можно провести ранжирование (по степени глупости, подлости, ит.д.) с подробной аргументацией.
Затем высказываются «слушатели» о том, чье суждение на их взгляд было наиболее справедливым и убедительным.
Каждый присутствующий вручает свою «звезду» одному из мудрецов.
Подведение итогов: Мудрец, у которого наибольшее число «звездочек» получает титул «Самый справедливый».
Варианты историй:
№1. Мудрость царя Соломона
О мудрости царя Соломона ходят легенды и по сей день. Однажды предстали перед царем 3 человека. Ведя общее торговое дело, нажили они немало денег, и вот когда пришла пора им ехать в Иерусалим, то зашили они золото в кожаный пояс и пустились в путь. Дорогою заночевали они в лесу, а пояс для сохранности зарыли в землю. Когда же они проснулись наутро, то не нашли пояса в том месте, куда его положили. Каждый из них обвинял другого в тайном похищении. И так как все трое казались людьми очень хитрыми, и тонкими в речах, то сказал им царь:
-Прежде чем я решу ваше дело, выслушайте то, что я расскажу вам. Одна красивая девица обещала своему возлюбленному, отправлявшемуся в путешествие, ждать его возвращения и никому не отдавать своей чести, кроме него. Но, уехав, он в непродолжительном времени он женился в другом городе на другой девушке, и она узнала об этом. Между тем к ней посватался богатый юноша из ее города, друг ее детства. Понуждаемая родителями, она не решилась от стыда и страха сказать о своем обещании и вышла за него замуж. Когда же по окончании брачного пира он повел ее в спальню, она стала умолять его. «Позволь мне сходить в тот город, где живет прежний мой возлюбленный. Пусть он снимет с меня клятву, тогда я возвращусь к тебе и сделаю все, что ты хочешь!» И так как юноша очень любил ее, то согласился на ее просьбу, отпустил ее, и она пошла. Дорогой напал на нее разбойник, ограбил ее и уже хотел ее обесчестить. Но девица упала перед ним на колени и в слезах молила пощадить ее целомудрие, и рассказала разбойнику все, что произошло с ней, и зачем идет она в чужой город. И разбойник, выслушав ее, так удивился ее верности слову, и так тронулся добротой ее жениха, что не только отпустил девушку с миром, но и возвратил ей отнятые драгоценности.
-Теперь спрашиваю я вас, кто из всех троих поступил лучше перед лицом бога – девица, жених или разбойник спросил царь Соломон.
Педагог: Представьте себя на месте ответчиков и рассудите по справедливости.
(выслушать версию суждения каждого мудреца)
Финал «огонька». После подведения итогов педагог адресует всех, желающих узнать суждения самого царя Соломона к произведению И. Куприна «Суламифь».
Сказочка о счастье (И. Токмакова)
На свете жил один король, богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал, а счастья и не ведал!
Но вечно хныкать и тужить бедняге надоело.
Вскричал король: -Нельзя так жить!- И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить злой удел не в королевской власти.
И вот король, в карету сел, и покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит, карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице:
-О, всемогущий мой король, подать хоть грошик мне изволь.
-Эй, попрошайка, пропусти скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил. А в синем небе месяцу стыл…
Карета мчится наугад, бог весть, в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат, израненный, оборванный.
-О, мой король, -вскричал солдат,- тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой меня ты в услужение.
Я за тебя стоял горой, выигрывал сражение.
-А ну, служивый, пропусти скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор, конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор сутулая старуха.
-Прости, любезный мой король, старуху одинокую.
Мой дом – вон видишь, за горой, с утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова – тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива: а вдруг поможет кто-то…
-А ну, старуха, пропусти скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути, ведь яза счастьем еду!
Информация по теме:
Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников
к музыке
Для характеристики психолого-педагогической сущности и структуры эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке, а также особенностей проектирования и реализации процесса его формирования, необходимо раскрыть сущность и структуру этого феномена. В связи с этим целесообразно раскрыть ...
Статистические и другие методы первичной обработки данных
Наряду с логической систематизацией (группировкой, классификацией и т.п.) собранных фактических материалов важную роль в обработке их играют, как уже говорилось, математические методы. Из большого арсенала методов современной математики в исследованиях по теории физической культуры используются пре ...
Организация самостоятельной работы в процессе
обучения информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...