«Книга рекордов Гинесса». В нее внесены имена героев, лидеров смены, проявивших себя по всем показателям: организаторским способностям, знаниям, умениям и навыкам, по личным качествам и вкладам в общее дело.
День самоуправления. Это демонстрация навыков и умений, приобретенных в течение смены. Время проведения – последние дни пребывания в лагере, когда ребята приобрели некоторые знания и умения. К этому дню уже налажена «командная работа»: командиры, помощники в лице редколлегии, спортивного сектора, хозяйственного сектора, творческой группы – культмассового сектора. Начальник смены выбирается путем голосования из числа лидирующих ребят. Кандидатуры предлагаются отрядами. В День самоуправления каждый подросток может проявить свои способности.
Награждение лидеров – героев смены. В конце смены между героями, имена которых встречаются неоднократно, проводятся состязания с целью выявить лидера смены «Клуб лидеров». Лидеры должны проявить находчивость, смекалку, знания в различных областях, умение работать в команде. По итогам заключительного конкурса ребятам вручаются Ордена: «Кавалер ордена I степени», «Кавалер ордена II степени» «Кавалер ордена Ш степени», «Орден солнечного зайчика». А всем участникам смены вручаются грамоты и благодарности.
Педагогический смысл «круга», «Отрядного огонька» – научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения – научить искусству разговора.
Организуют отрядные огоньки по «орлятской» методике. Проводят их вечером, желательно у костра, или на одном и том же месте, изначально выбранном отрядом. Традиционно «огоньки» проводят в форме круга, когда все собравшиеся садятся в тесный круг плечо к плечу, поскольку это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где хочет, с кем хочет, где ему нравится. В кругу каждый видит лица и глаза своих товарищей. У круга нет конца и нет начала – одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла. Первые дни ребята переполнены впечатлениями. У них есть потребность поделиться тем, что запомнилось, что понравилось. Задача вожатого с самого первого дня приучить ребят к мысли, что они будут собираться вместе и анализировать каждый день, прожитый в лагере.
Вожатый (педагог) знакомит ребят с правилами «отрядного огонька»: говорить обо всем откровенно, как думаешь, без уступок (но и без грубости), верить товарищу без всяких проверок.
На «огоньке» идут самые важные разговоры об отрядных трудностях, конфликтах. Здесь ведут коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализируют проведенные дела, ведут разбор складывающихся взаимоотношений. Здесь мечтают, спорят, поют отрядные песни.
Можно педагогу предложить схему проведения «огонька». Например, ребята передают из рук в руки предмет (свечу, шишку, или символ отряда, лагеря) и по очереди говорят о том, что запомнилось, что понравилось или не понравилось, что ожидает от смены, кто помог ему сегодня в течение дня, что он сделал сам, чтобы жизнь в лагере стала лучше.
Можно использовать разнообразные формы проведения подобных огоньков.
Вожатый, педагог,(а впоследствии ребята делают это самостоятельно, в порядке очередности или по желанию) может произнести слова, настраивающие присутствующих на определенный лад. Это может быть какая – либо, легенда, притча, стихотворение, история философского содержания, после которой каждый сидящий в кругу, высказывает свое мнение о героях и событиях. и т.д.
На «огоньке» обязательно присутствуют все ребята. Голоса на «огоньке» звучат приглушенно. Главное в обсуждении – содержание и тональность. Нельзя заставлять или запрещать говорить.
Формы «Огоньков»:
«Паутина созвездий»
Реквизит: Клубок ниток
Ход проведения: Все сидят в кругу. Педагог держит клубок ниток. Кончик нитки намотан на палец. Педагог рассказывает о себе, своих увлечениях, о своем знаке Зодиака, о том, что любит, о чем мечтает, чего ждет от смены.
Затем клубок передает любому из детей, сидящих в кругу. Ребенок наматывает на палец нить, рассказывает о себе и передает клубок следующему. При этом отпускать нить нельзя. В итоге получается паутина: каждая нить связывает детей друг с другом.
Педагог обращает внимание детей на эту паутину. Дает понять, что всех нас связывают незримые нити взаимоотношений. Чтобы распутать паутину, необходимо быть чутким, внимательным друг к другу. Проявлять искренний интерес к окружающим.
Финал. Последний, у которого в руках нить, повторяет информацию о предыдущем рассказчике. При этом нить сматывается и вручается тому, о ком шла речь. Таким образом, каждый рассказывает о другом. Паутина из ниток распутывается. Игра «Паутина созвездий» помогает узнать интересы, ожидания ребят, приехавших на смену.
Информация по теме:
Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в
высшей школе
Отличительной чертой XXI века является то, что он назван ЮНЕСКО «веком полиглотов», т. е. знание не только одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности в информационном (постиндустриальном) обществе, Следовательно, важнейшим требованием к уровню и качеству ...
Характеристика пространственных представлений
у детей с дизартрией
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с дизартрией. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности школьников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании ...
Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи
Компьютерная программа «Игры для тигры» Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических ком ...