Технология анализа произведений в их родовой специфике

Педагогика » Принципы и технология анализа художественного текста на уроках чтения » Технология анализа произведений в их родовой специфике

Страница 1

Теперь, после того как сложилось представление об основных родах литературы, их задачах и особенностях, можно говорить более детально о технологии анализа художественных произведений разных литературных родов.

Анализ эпического текста

Сюжет является основой эпического текста, он его цементирует. Развитие сюжета, последовательность событий определяют путь анализа произведения, поэтому очень важно, особенно если читатели еще малы и неопытны, чтобы они ясно и четко его себе представляли. Самым распространенным приемом осмысления сюжета является составление плана. Он может быть традиционным, а может быть "картинным", то есть рисованным, когда все пункты плана, кроме заголовка, дети рисуют.

Большое значение в работе с эпическим текстом имеет и осмысление финала произведения, ведь в том, как автор завершает сюжет, проявляются его главные позиции в оценке героев и их поступков. В финале произведения автор "награждает" своих любимых героев и наказывает злых, неприятных ему персонажей. Так поступает А.С. Пушкин в своих сказках, наказывая жадную старуху, злую, завистливую мачеху. Конечно, финалы произведений могут быть неоднозначными, например, как в рассказе Д. Мамина-Сибиряка "Приемыш", где нет прямого наказания, потому что нет ничьей вины, а есть утверждение права каждого существа на жизнь и свободу. Но это не означает, что над финалом этого рассказа не надо работать, – скорее наоборот: такие финальные сцены требуют особенно вдумчивого прочтения и серьезного обсуждения.

Чтобы читатели поняли роль и значение финала в произведении, применяется следующий методический прием – какой-нибудь небольшой рассказ не дочитывается до конца, закончить его должны учащиеся. После того как выслушаны ответы, зачитывается авторский вариант. Далее идет сравнение. Этот прием помогает выявить авторскую идею. Для этой работы очень подходят миниатюры В.А. Сухомлинского: они небольшие и просты по сюжету, что позволяет использовать их в работе с самыми маленькими читателями.

Приведем пример.

СТАРЫЙ ЛЕС

Был у Человека верный друг – Пес. Много лет сторожил он хозяйство Человека. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился и спросил:

– Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, и сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!

Через несколько дней Человек принес откуда-то маленького Щенка. Он построил рядом с будкой старого Пса еще одну, маленькую, и сказал Щенку:

– Живи здесь.

Старый Пес спросил у Человека:

– Зачем тебе еще один пес?

(В.А. Сухомлинский)

Дочитав до этого момента, просим детей придумать, что сказал Человек старому Псу. Чаще всего дети говорят о том, что хозяин хотел, чтобы старый Пес научил Щенка сторожить дом. В этих ответах завуалирована мысль, во-первых, о том, что Пес скоро умрет, а во-вторых, что Человек думает о себе, а не о старом Псе. У автора же финал истории гораздо человечнее и мудрее.

"– Чтобы тебе не было скучно, – сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушел.

Пес не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза. А на траве кувыркался, играл Щенок". Когда мы читаем и обсуждаем с детьми авторское окончание миниатюры, дети волнуются, переживают, умом и сердцем постигая истинную доброту. Иногда в эпическом тексте автор сознательно нарушает ход событий. С детьми нужно осмыслить причины такого построения произведения, разобраться в его композиции. Ведь если "форма – это дело авторских рук", то всякая ее необычность (особенно "непонятное", "излишнее") должна заставить читателей очень внимательно всматриваться в нее и постараться понять, почему автор именно так выстроил свое произведение или "заставил" героев совершать непонятные поступки.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе
Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы – Платон, Аристотель, Сократ . Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская шко ...

Классификация психокоррекционных методов, применяемых педагогической практике
Широкое распространение во всем мире в течение нескольких последних десятилетий получили различные системы, приемы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи'. Первоначально многие из них возникли и использовались в основном в ос ...

Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках физической культуры
При оздоровительной тренировке по принципу «навстречу Природе» акцент делается на развитие сильных сторон двигательной подготовленности учащихся, присущих каждому соматотипу и наиболее бурно развивающихся именно в этом возрасте при таких занятиях моторная плотность занятий и средняя интенсивность н ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru