Покажем осмысление роли и функции композиции произведения на примере рассказа "Заячьи лапы" Паустовского, где вместо последовательного изложения событий – явное нарушение их логики.
Вопросы учителя:
Вспомните, как, в какой последовательности автор рассказывает о событиях.
А как происходит на самом деле?
Почему только в самых последних строчках выясняется, что заяц с обгорелыми лапами – дедов спаситель?
Зачем автор так выстроил рассказ?
В беседе дети выходят на понимание авторского приема – перестановку событий – прежде всего как способа держать читателя в напряжении (внутренняя интрига, рассказ – "заячий детектив"). Кроме того, это возможность привлечь внимание читателей к осознанию важнейшего открытия старого охотника – его вины и перед этим конкретным зайцем, и перед природой, которая мудрее и щедрее, бескорыстнее и иногда человечнее.
Размышляя о важности финального эпизода, который всё ставит на свои места, дети приходят к выводу, что если бы не лесной пожар, на котором заяц спас деда, то дед Ларион так бы и остался на всю жизнь охотником, убивающим зверей, он так бы и не осознал свою кровную связь с природой, не понял бы, что, уничтожая ее, он уничтожает и себя.
И эта мысль, и кровная связь, и общая боль – все есть в названии рассказа, где главный герой – не человек, дед Ларион, а заяц, даже не заяц, а его бедные обожженные лапы, которые вывели из огня лесного пожара человека, доверившегося инстинкту животного, который иногда мудрее человеческого разума. В завершении работы над данным эпическим текстом учащиеся осмысливают его название, поскольку у автора, истинного художника и мыслителя, в название вынесен на поверхность смысл, идея произведения.
Идея – главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определенные события, создает образы героев, завершает в сюжете их судьбы определенным образом. Она, глубоко запрятанная в текст, извлекается в результате его анализа. Это работа трудная, похожая на разгадывание загадки, решение задачи. Но какое удовольствие, иногда потрясение испытывает читатель от понимания мыслей, чувств, мудрости автора! Это-то все и вознаграждает.
Анализируя эпический текст, читатели обычно идут вслед за автором, по сюжету. Двигателем сюжета является герой. Его образ складывается в читательском сознании из описания внешности, поступков, мотивов и последствий поступков, его судьбы, придуманной автором. Поскольку в произведении герой не один, следуя по сюжету, дети фиксируют появляющиеся образы героев в виде кружочков, определяют стрелками их отношения. В итоге в рабочих тетрадях учеников возникает система образов, в которой четко и наглядно представлена внутренняя структура произведения, что помогает ученикам увидеть героев, разобраться в их связях и взаимоотношениях и определить идею.
Покажем на примере "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина, как "выводится" идея произведения из анализа системы образов.
1. Читая текст сказки, двигаясь от эпизода к эпизоду, учащиеся выстраивают систему образов, обозначая кружочками каждого появляющегося героя: Царицу злую, Царевну молодую, Чернавку, семь богатырей, Соколко, королевича Елисея.
2. Анализируя отношения героев, они определяют их сущность, записывают ее в краткой форме, взятой из текста или сформулированной своими словами над стрелками. В результате работы получается, что Царица злая никого не любит, желает извести Царевну молодую, даже Зеркальце она терпит только до тех пор, пока оно говорит то, что ей приятно, а как только оно перестает это делать, она его уничтожает. Царевна, напротив, любит всех, даже Чернавку, которая хотела ее убить, все герои сказки отвечают ей любовью.
Информация по теме:
Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей
старшего дошкольного возраста
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет пои ...
Система уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский
пленник"
Часть 1. Знакомство с героями Эпизод 1. Письмо от матери. Социальное положение героев, отношение Жилина к матери. Эпизод 2. Отпуск. Щедрость Жилина, его отношения с товарищами. Эпизод 3. В дороге. Решение Жилина ехать одному. Появление второго героя, его портрет. Эпизод 4. Встреча с татарами. Как в ...
Исходные теоретические позиции урока
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Всё остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая всё то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование е ...