На фоне общей смазанности речи у детей со стертой дизартрией наблюдается недоговаривание окончаний, недостаточный уровень сформированности грамматических категорий. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с речевой патологией на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, когда ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой.
У детей со стертой дизартрией отмечается взаимозависимость между нечеткими артикуляционными образами и слуховыми дифференциальными признаками звуков, что приводит к искажению формирования фонематического слуха. Для детей со стертой дизартрией характерна вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов.
Учитывая структуру дефекта у детей со стертой дизартрией нами, в качестве вспомогательной, была проведена работа по звукопроизношению, развитию фонематического слуха и звукового анализа речи. У детей отрабатывались четкое произношение всех звуков в различных сочетаниях, уделялось большое внимание сложной слоговой структуре слова.
В процессе работы с различными типами слоговой структуры использовались разнообразные виды игр и упражнений, рекомендованные З. Агранович, С.Е. Большаковой, Т. А. Ткаченко. Как показала практика, использование игр и упражнений вызывает у детей повышенный интерес к логопедическим занятиям, усвоению новых знаний, активизирует работоспособность, тренирует память и логическое мышление, развивает внимательность и быстроту реакции.
В качестве примера рассмотрим три игры:
Игра «Слоговая арифметика»
Цель: развивать слоговой анализ и синтез слов, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас, развивать мыслительную деятельность, тренировать навык чтения.
Ход игры: ребенку предлагаются слова, которые нужно соединить в одно целое (1); изъять из состава слова слово или слог (2, 3). После того, как ребенок назовет правильный ответ, на месте примера появляется слово – ответ.
Сложение:
баран + ка = ? пол + оса = ?
вес + ло = ? крах + мал = ?
бар + сук = ? кар + точка = ?
Вычитание:
полка – ка = ? ракушки – ушки = ?
виноград – град = ? лесник – ник = ?
мышьяк – як = ? компот – пот = ?
В два действия:
весна – на + точка = ?
кот + ёлка – ка = ?
ласточка – точка + ты = ?
зубр + ёж + ка = ?
картина – тина + тон = ?
Игра «Рассыпанные слоги»
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас, тренировать навык чтения.Ход игры: Детям предлагаются шары, на которых написаны слоги. Детям предлагается собрать слоги в слова устно. После того, как будет назван правильный ответ, появляется следующий слайд, на котором написано слово ответ. Оно может сопровождаться предметной картинкой. (Например, шары со слогами: ле, то, ло, се. Ответ: лето, лото, село).
Игра «Веселые нотки»
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас.
Ход игры: Изображен нотный стан с нотами. Логопед предлагает детям придумать слова, которые бы заканчивались названием музыкальных нот (по схеме): …-до, …-ре, …-ми, …-фа, …-соль, …-ля, …си. Если это задание вызывает трудности, то детям предлагаются в помощь предметные картинки или карточки, на которых написаны слоги, с которых начинаются слова – ответы, сами слова. После того, как ребенок назовет правильный ответ, на ее месте появляется слово – ответ. (Например: бордо, чудо, море, фасоль, сами, салями, арфа, Коля, караси и др.)
Информация по теме:
Самостоятельная работа и её виды
На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных ...
Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
С целью повышения уровня развития речи, нами был разработан сборник сюжетно-ролевых игр, которые были направлены на обогащение активного словаря детей и развитие связной речи. Игры были отобраны с учетом возрастных возможностей и интересов детей. Данные игры проводились с детьми в течение 3 месяцев ...
Интеллектуальные предпосылки компьютерного обучения
Во всех развитых странах в настоящее время ставится специальная задача подготовки учащихся к высокоэффективной работе с ПК. Значительные различия в возможностях доступа к ПК, а, следовательно, и овладения им неизбежно приводят к возникновению еще одной, смежной с этой задачи - прогнозирования успеш ...