Примерный речевой материал:
Как назвать борца за силу? .
Как назвать «волшебное царство» за сон? .
Как назвать песню, если она вызывает тоску? …
Как назвать ворону за крик? .
Как назвать клоуна, если он вызывает смех? .
Как назвать фильм, если он вызывает скуку? …
Как назвать мальчика за драку? …
Как сказать про носок, если он с дыркой? .
Как назвать девочку, если у нее кудри? .
Как назвать человека, если он делает людям добро? …
Как назвать человека, если он делает людям зло? …
Как назвать лежебоку за лень? .
Как назвать книгу, если она вызывает печаль? …
Задание №3. Формирование умения образовывать слова префиксальным способом.
«Выполни инструкцию».
Логопед предлагает детям выполнить действия по его инструкции.
Примерный речевой материал:
Войти в комнату, выйти из комнаты, сойти с ковра, подойти к столу, отойти от стула, зайти за угол, перешагнуть через порог, пододвинуть стул, догнать Катю.
Задание №4. Формирование умения образовывать сложные слова.
«Сложное слово».
Логопед читает стихотворение и предлагает детям назвать встретившееся в нем сложное слово.
Жил да был на свете пар. Пар из чайников струился,
С виду был он сед и стар, Над кастрюлями клубился,
Но с кипящею водой Никаких полезных дел
Он плясал, как молодой. Делать вовсе не умел.
Жило – было слово ход. Жили врозь они, но вот
В слове выход, в слове вход, Вмести их соединили -
В слове ходики стучало По воде они поплыли.
В в походе вдаль шагало. Паром ходит пароход.
Так и жили пар и ход. В паре ходят пар и ход
(Е. Измайлов)
Назвав сложное слово, дети объясняют, из каких слов оно получилось.
Задание №5. Формирование умения находить родственные слова и общую морфему.
Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слов.
Рассмотрим эту работу на примере лексической темы «Лес. Деревья».
Подобрать слова – «родственники».
На доске картина «Лес». Проводится беседа по картине.
Подберите слова – «родственники» к слову «лес». Как можно ласково назвать лес? (Лесок) Как можно назвать ягоды и растения, которые растут в лесу? (Лесные) А как называют птицы, которые живут в лесу? (Лесные) Кто следит за состоянием леса? (Лесник). Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову лес? (Лесок, лесные, лесок, лесник). Про что можно сказать «лесной» (человек, кустарник, зверь), «лесная» (ягода, птица), «лесное» (животное, путешествие). Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами: гриб, вода, сахар, гора, лист, еж, весна и др.
Эти задания и упражнения мы использовали на фронтальных занятиях по произношению, по подготовке к обучению грамоте и на подгрупповых занятиях по лексическим и лексико-грамматическим темам, которые были выстроены в определенной последовательности:
Первый период обучения: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад – огород», «Сезонная одежда – обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы, звери, их детеныши».
Второй период: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель»,
«Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад – огород».
Третий период: «Весна», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город».
Приводим пример подгруппового занятия по теме: «Словообразование на примере относительных прилагательных», проведенного в экспериментальной группе.
Информация по теме:
Приемы активизации
Как известно, с целью активизации внимания, мыслительной деятельности студентов на занятиях применяются разнообразные способы и приемы. Активная познавательная деятельность должна быть организована с самого начала занятия. Активность студентов на последующих этапах лекции во многом зависит от того, ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений ре ...
Специфические особенности педагогических ситуаций, порождающие
необходимость и потребность в их саморегуляции
Очень важным аспектом профессиональной деятельности педагога является саморегуляция,т. е. способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. Необходимость саморегуляции возникает следующих случаях ...