Что представляет собой страх?
Что чувствует мальчик (девочка), когда его испугают?
Детей просят описать, а затем показать с помощью мимики и жестов, как выглядит испуганный мальчик или девочка.
Что делает испуганный мальчик или девочка?
Вы когда-нибудь испытывали чувство страха?
Как это происходит?
В каком месте тела вы почувствовали страх? Вы можете показать?
Что вы сделали?
Что бы вы могли сделать в следующий раз?
Какой момент в вашей жизни был самым страшным?
Не нужно строго следовать приведенному образцу. Напротив, этот образец необходимо гибко использовать с учетом времени, уровня группового обсуждения и возраста детей. Иногда достаточно задать три – пять вопросов.
2) После обсуждения и диалогов по поводу страха детей просят нарисовать страх или написать рассказ о страхе. Можно спросить:
Вы можете передать это чувство на бумаге?
Как выглядит страх?
Вы можете нарисовать страшную сцену?
3) После рисования детям предлагают совместно обсудить работы, поднять свои рисунки и при желании описать их для других. На этом этапе психолог может помочь детям с помощью следующих вопросов:
Что происходит на рисунке?
Что в нем страшного?
Чем это закончится?
Цель этого подхода состоит в том, чтобы помочь детям:
- лучше осознать различные состояния своих чувств;
- научиться понимать и контролировать чувства (например, с помощью вопросов: «как бы ты поступил в следующий раз?» и др.);
- рассказать другим детям о своих чувствах и убедиться в том, что другие дети тоже испытывают аналогичные чувства;
- рассказать психологу о своих чувствах и проблемах;
- выразить свои чувства в символической форме с помощью пластических средств.
На стадии рисования нередко можно исследовать и обсудить чувства и мысли, которые не удалось раскрыть в процессе вербального обсуждения. Такое выражение понижает уровень напряжения, следовательно, и потребность в деструктивном выражении чувств.
В психолого-педагогической литературе предлагаются следующие рекомендации обращения с детьми до вспышки агрессивности:
1) Детей иногда надо оставить, чтобы они разобрались сами. Они способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события, это служит для детей полезным опытом. Дети поймут, что могут обойтись и без взрослых в качестве арбитров.
2) Если взрослые считают, что лучше дело «не доводить до греха», можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. Целесообразно предложить ребенку его любимую игрушку или такую игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать и кусать.
3) Полезно отвлечь ребенка, каким- то интересным для него занятием.
4) Если ребенка невозможно отвлечь и нападение вот- вот состоится - лучше всего отвести его руку или держать его за плечи, особенно если действия взрослого подкреплены резким: «Нельзя!». Если взрослый находиться поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки не позволены.
Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно унять. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо.
При обращении с детьми после агрессивного нападения специалисты советуют:
1) Резкое слово драчуну и забияке и благосклонное внимание к жертве могут очень ясно показать ребенку, что он проигрывает от таких неприятностей. В обычное время виновник должен пользоваться благосклонным вниманием. Принуждать ребенка к извинению – мера само по себе малополезная. Некоторые дети быстро заучивают формулу: «Прости, прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.
2) Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка поостыть в тихий угол. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большое неодобрение агрессивного поведения. Этот прием полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более, чем минуту – две. Маленькие дети вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руку и, строго глядя на него, твердо сказать: «Драться нельзя» или «Не кусаться!». Внимание, уделяемое агрессивному ребенку, должно быть ограниченным и негативным, а жертву достаточно утешают.
В идеале при каждом инцидента взрослые должны высказать свое отношение к нему и постараться побыстрее прекратить его. Длинные объяснения или обвинения малоэффективны. Даже если ребенок может понять родителя или воспитателя, маловероятно, что он будет долго слушать его.
3) Когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину наказания- все его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют в другую комнату, или срамят перед другими как «шалопая». Его гнев и возмущение, таким образом, снижает шанс, что он научится вести себя иначе.
Информация по теме:
Методы обучения, используемые в дидактических
поисковых моделях
Поисковый подход в рамках моделей направлен на освоение учащимися дидактической модели обучения как организации систематической исследовательской деятельности; модели организации обучения как коммуникативно-диалоговой деятельности, активного обмена мнениями, творческой дискуссии. Учащийся ставится ...
Место дидактических поисковых моделей в
педагогических подходах
Существуют различные классификации методов обучения (по источникам знаний, по дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности учащихся и др.). Классификации методов обучения строятся в зависимости от принципов отбора, например среди педагогов распространена традиционная, отраженная во ...
Духовно-нравственная культура в современном образовании
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» обеспечивает реализацию приоритетов Национальной доктрины образования, согласно которым система образования призвана обеспечить: · историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание ...