Умение строить доверительную, психологически ориентированную беседу подразумевает у воспитателя чувство такта, душевную чуткость и искреннее желание помочь детям справиться со своими переживаниями. Беседа понимается как непринужденный разговор на прогулке в стороне от других детей, при самостоятельной игре в группе, когда воспитатель как бы между прочим задает интересующие его вопросы или во время дневного сна, за счет некоторой его отсрочки. Затрачиваемые в беседе темы касаются самочувствия ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и страхов.
Под самочувствием подразумевается, прежде всего, оценка детьми своего настроения и преобладающий характер их переживаний. Следует уточнить не только источники положительных эмоций у детей, но и что мешает им нормально чувствовать себя, чем они недовольны, обеспокоены или обижены. В немалой степени это связано с взаимоотношениями со сверстниками, особенно при неприятии с их стороны.
Составить объективную картину взаимоотношений детей, их позицию в группе удается посредством социометрии – опроса о предпочитаемом и отвергаемом выборе сверстников для совместной игры. Но для этого нужно опросить подобным образом при индивидуальной беседе и всех остальных детей в группе. Тогда будет видно, кто из детей пользуется наибольшим влиянием (как получивший наибольшее число положительных оценок), кто будет просто принятым по среднему их числу, а кто изолированным (по минимуму положительных оценок) или отвергнутым (по максимуму отрицательных оценок). Дети с таким поведением никогда не достигают статуса лидера и тем более «звезды» группы, несмотря на желание. В лучшем случае они находятся на грани ее принятых и изолированных членов. Происходит это потому, что им не хватает жизнерадостности, непосредственности и последовательности в достижении цели. Они слишком болезненно реагируют на возникающие трудности, случайности, непредсказуемые ситуации при общении, не могут постоять за себя и отстоять свое мнение, легко обижаются, излишне нетерпеливы, беспокойны и навязчивы в своем расположении, требуя повышенного к себе внимания и страдая от невозможности добиться так необходимого им признания в группе.
Заключительный раздел беседы целесообразно посвятить выяснению характера его страхов. При попытке спросить ребенка о них в целом ответ, как правило, будет отрицательным, потому, что признаться в страхах при развитом чувстве собственного достоинства – это в чем-то показать свою слабость или раскрыть интимные, скрываемые от окружающих переживания. Вот почему выяснение такого поведения должно быть конкретным. Большое количество агрессии у детей указывает на появление тревожности или неуверенности в себе, а то и на развитие тормозимых черт характера.
Особую тактичность следует проявить в плане семейных отношений, не уточняя прямо их характера, а получая представления о них, интересуясь игрушками ребенка, отношением взрослых к игре дома, к рисованию, самостоятельному времяпровождению, прогулкам по улице и т.д. Особенности семейных отношений хорошо отражаются у девочек в игре «Дочки – матери», у мальчиков – в ответах на вопрос, кем бы они стали в игре «Семья» – мамой, папой или собой. Для старших дошкольников адекватным полу будет выбор отца, но только в том случае, если он не находится с сыном в конфликте. В противном случае мальчик в игре «Семья» становится самим собой или выбирает роль матери, что свидетельствует о развитии у него инфантильных и зависимых тенденций.
Уточнить характер отношений в семье можно в беседе с родителем, приходящим в детский сад, начав разговор с проблем поведения ребенка в саду и постепенно переводя его на проблемы семейных отношений. При заинтересованности родителя, идущего на контакт с воспитателем, несложно составить и общее представление о психологическом климате в семье. Неоценимую помощь в этом могут оказать и родительские собрания, проводимые по определенному плану, с последующим обсуждением затронутых проблем психического развития детей в разные возрастные периоды, адаптации в детском саду, взаимоотношений со сверстниками, поведения в целом и подготовки к школе.
При групповой беседе не следует апеллировать к конкретным проблемам отдельных детей, называть их фамилии, но необходимо отразить их так, чтобы родители сами узнали, о ком идет речь. Поскольку в каждой из бесед намечаются пути решения тех или иных проблем развития и поведения детей, то у родителей появляются желание получить более конкретные рекомендации в отношении личных проблем. Это повышает эффективность последующих индивидуальных собеседований. Здесь важно не впадать в поучающий тон, а разговаривать с родителем на равных, учитывая и его опыт воспитания. Полезно при этом сравнить поведение детей в детском саду и семье. Как уже отмечалось, дети с агрессивным поведением более возбудимы дома и заторможены, робки и неуверенны в детском саду. При нарушениях поведения психопатоподобного круга детей, наоборот «ходят по струнке» в семье, опасаясь усиления наказаний со стороны родителей, но растормаживаются в детском саду, отличаясь повышенной возбудимостью и конфликтностью.
Информация по теме:
Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в
образовании детей дошкольного возраста
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможности решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, ч ...
Понятие оценки в
педагогической науке
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к воспит ...
Методы обучения, их классификация
Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно п ...