Практика выполнения творческих работ, начиная с 6 класса, существует в гимназии №1 “Универс” г. Красноярска, а также начинает складываться в других школах, в которых присутствует развивающее обучение. В гимназии “Универс”, для организации творчества подростков 7 – 9 классов организовано специальное образовательное пространство “Школа молодого ученого”, где происходит встреча ребенка с ученым. Темы творческих работ в “Школе молодого ученого” учащимся могут представить как учителя, так и ученые (преподаватели университета), в процессе прочтения лекций, при этом представленные темы, обычно выходят за рамки школьной программы. Результаты творческих работ учащиеся представляют на конференции, куда могут прийти все желающие, и в виде правильно оформленных текстов. А для организации творчества в 6 – 7 классах разработана методика.
Чтобы творчество шестиклассников стало возможным необходимо создание особых условий организации обучения математике. Такие условии были выделены сотрудниками лаборатории развивающего обучения математике института психологии и педагогики развития г. Красноярска О.В. Знаменской, Ю.Г. Юдиной и описаны в методике руководства творческими работами. Они выделяют следующие условия творческого самоопределения учащихся:
Открытость обучения предмету, понимаемую как “особый стиль работы учителя, содержания образования, общения между учащимися и т.д. ”, оставляющие за учащимся возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности.
Определенная поляризация образовательного пространства класса, предполагающая наличие различных мест содержательного общения подростков с взрослым, позволяющем создать, с одной стороны, особую эмоциональную атмосферу отношения к предметам в классе, с другой стороны, представляет различное предметное видение действительности разными взрослыми, например, ученым – исследователем, учителем – предметником, ведущим предметного клуба.
Построение подростком совместно с учителем индивидуального маршрута собственной творческой деятельности. Составление гибкого плана и прохождение определенных этапов выполнения творческой работы как средство построения подростком индивидуального маршрута. Демонстрация подростком продуктов собственной творческой деятельности.
Согласно третьему условию творческого самоопределения, выполнение творческой работы учащимся происходит в сотрудничестве с учителем, который должен создать такие условия, при которых стало возможным самостоятельное движение учащихся, включающее выбор темы, формулирование и решение задачи, оформление и защиту работы. В деятельности учителя выделяют 4 этапа:
Подготовительная работа. Цель педагога на этом этапе – создание на уроке условий для возникновения предметного творчества подростков, т.е. “мест” где возможно возникновение интереса и вопроса учащегося.
Этап обмена письменными текстами. Цель педагога на этом этапе – помочь учащемуся сформулировать собственную проблему и поставить задачу, а также задать образцы изложения своих мыслей.
Этап работы по плану в режиме консультаций с учителем. Задача педагога на данном этапе – “поддержать пробу учащегося, сохранив при этом авторский подход учащегося к теме, помочь ему осознать, что он пытается узнать нового о предмете и о себе”.
Защита работы. Задача педагога на данном этапе – создание условий для демонстрации подростками результатов их личного творчества с выходом на коллективное обсуждение работы, оценку работы участниками обсуждения, самооценку самого ученика. Должна быть официально организована в школе и представлена учащимся как особый этап демонстрации, презентации результатов их творческой работы, а также получения коллективной оценки качества творческой работы.
Информация по теме:
Взаимосвязь музыки и литературы на праздниках и развлечениях
Утренники и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности в коррекционных школах VIII вида. Она соединяет различные виды искусства в целях наиболее эмоционального воздействия и эффективного решения ряда воспитательных задач. Знаменательные даты в школе отмечаютс ...
Выбор методов обучения – важное условие проведения урока
Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это самый подвижный, самый динамичный, компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами. И. П. Подласый дает такое определение методам обучения: «…Ме ...
Экспериментальная деятельность в детских учреждениях
Цель создания экспериментальной модели "детский сад - начальная школа" была достигнута и в основном исчерпана на организационно - управленческом уровне в связи с утверждением Типового положения (2009) об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педаг ...