Описание выделенных этапов деятельности учителя относится к организации детского творчества в шестом классе, когда подросток только начинает знакомиться с новой для него деятельностью. В шестом классе ученик еще действительно нуждается в помощи со стороны учителя, она особенно ему необходима в процессе оформления своих мыслей, написания текста (поэтому иногда оформление работы, написание текста может быть выполнено ребенком в седьмом классе).
Данная методика предполагает выбор учащимся темы творческой работы, источником которой является вопрос, возникший в процессе урока, что накладывает некоторые ограничения на возможность выбора подростка. Также хочется отметить о трудностях реализации методики, связанных с организацией первого этапа, на котором происходит творческое самоопределение учащегося. Эти трудности могут возникнуть у учителя при выполнении условия открытости обучения предмету, и быть связаны со сложностью и отсутствием опыта создания особой среды на уроках.
Как говорилось выше, текст творческой работы должен быть “культурно” оформлен. Сотрудниками лаборатории развивающего обучения математике института психологии и педагогики развития г. Красноярска: О.В. Знаменской, О. И. Белоконь, Ю.Г. Юдиной были проанализированы реальные творческие работы учащихся 6 – 9 классов, в результате чего были выделены их жанры. Обнаружены не только чисто исследовательские творческие работы, но и работы основной целью которых являлось проведение анализа, однако средством для его проведения служило исследование:
Виды аналитических работ
Реферативная работа преследует цель научиться чему-то новому, сформировать свое отношение к определенной теме. В подобной работе существенным является фиксация разрывов в понимании, систематизация знаний. Работа обязательно включает в себя изучение и проведение анализа литературы по данной теме: обнаружение общего и особенного по данной тематике, применение полученных знаний по теме в решении задач, оформление собственного отношения к данной теме, выявление связей со школьной программой.
Работа по обобщению и систематизации знаний преследует цель определения границ знания – незнания об объекте, выявления связей имеющихся знаний. Работа включает в себя описание системы знаний, типов связей на начало работы: , , обосновывает , , частный случай , а также обнаружение незнания за счет фиксации несвязности знаний. Результатом может являться обзор, либо постановка исследовательской задачи.
Аналитическая работа преследует цель восстановления логики предметного содержания, обнаружение “разрывов” в самой логике изложения содержания. Работа включает в себя обязательное изучение литературы. Результатом является формулировка возможных тем для исследования.
Таким образом, аналитические работы связаны с рефлексией своей прошлой деятельности, своих знаний, анализом литературы, и как правило результатом таких работ является постановка исследовательской задачи. Выполнение таких работ характерно для 8 – 9 классов.
Информация по теме:
Волевые качества личности младшего школьного возраста
Каждый период в жизни и развитии ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойст ...
Диагностика проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного
возраста
1. Описание и анализ результатов анкетирования родителей и воспитателей Для изучения наиболее часто наблюдаемых агрессивных реакций у ребёнка был проведён опрос воспитателя и родителей по схеме, включающей ряд параметров (наблюдаемых агрессивных реакций). Воспитателю и родителям необходимо было отм ...
Построение дерева целей и расчет количественных оценок
Все цели, стоящие перед нами в процессе создания портфолио студента ВУЗа разобьем на три уровня и определим взаимосвязь и соподчиненность между ними. Дерево целей выполняет несколько функций: 1. на его основе осуществляется детализация главной цели; 2. фиксируется последовательность достижения целе ...