Следовательно, можно сделать вывод, о том, что в процессе развития памяти ребенка младшего школьного возраста решение проблемы памяти в младшем школьном возрасте возможно только при планомерном формировании всех компонентов учебной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что память младших школьников развивается в направлении усиления произвольности сознательного управления ею и увеличения объема смысловой словесно-логической памяти. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности памяти младших школьников при систематическом ее развитии, используя все возможные способы и приемы можно значительным образом повлиять на повышение уровня развития памяти у учеников в соответствии с требованиями современного общества. Развитая память по предметам позволяет детям лучше запоминать все понятия, правила, тексты, с которыми они сталкиваются на уроках, вспоминать и использовать их в нужный момент.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, можно сделать выводы:
1. Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Выделяют несколько видов памяти таких как: словесно-логическая, кратковременная, долговременная, оперативная, двигательная, эйдитическая, эмоциональная память. Кроме названных, есть и другие виды памяти, в частности образная, которая бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Все виды памяти связаны с восприятием человека. Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в запоминании и воспроизведении материала память делят на непроизвольную и произвольную. Каждый возрастной период, характеризуется видом памяти, который совпадает с преобладающим в этом возрасте видом мышления.
2. Индивидуальные различия в памяти младших школьников проявляются в соответствии ее процессов, то есть в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение, что запоминается, в особенностях содержания младших школьников. Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.
В психологии различают наглядно-образные, словесно-абстрактные и промежуточные виды памяти. Необходимо учитывать индивидуальные различия в памяти детей, развивать у них всестороннюю память.
В процессе обучения в начальном звене школы память ребенка становится «мыслящей». Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях: усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логическое, словесного запоминания (по сравнению с наглядно-образной); ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание)
В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно развитой, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три года учения в школе прогрессирует достаточно быстро.
Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.
К переходу в среднее звено у учащихся должно сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументаций, логических схем, рассуждений.
3. К окончанию третьего класса у детей уровень развития мышления повышается, их мышление, так же как и память изменяется с образной на логическую, этот вид памяти является основным в процессе обучения. Она начинает развиваться лишь в процессе обучения в школе.
Можно выделить 3 уровня в развитии памяти младших школьников: высокий, средний, низкий. Для высокого уровня развития памяти младшего школьника характерно: владение логическими формами мышления, мыслительными операциями как самостоятельными действиями, а затем как средствами, или приемами, запоминания, понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения, развиты процессы саморегуляции, отмечается произвольность психических процессов. Дети справляются даже с таким трудными приёмами запоминания, как соотнесение, деление на части текста.
Информация по теме:
Виды прогнозирования смысловой структуры текста
В данном параграфе особое внимание будет уделено процессам механизма вероятностного прогнозирования с точки зрения обучения аудированию как виду коммуникативной деятельности. Анализ литературы, в которой затрагивается вопрос о данном механизме, позволяет говорить о существовании двух видов прогнози ...
Хронология. Формирование представлений о летоисчислении
Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Из ...
Раздельное и совместное обучение. Плюсы и минусы
Два главных вопроса для родителей, думающих, а куда отдать сына или дочку? 1. Не обделим ли мы наших детей или позволим слишком много социализации, не создадим ли в будущем им проблем в общении с противоположным полом, если в настоящем примем решение отдать их в школу раздельного или совместного об ...