Критерии и уровни развития памяти младших школьников

Педагогика » Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка » Критерии и уровни развития памяти младших школьников

Страница 2

Абстрактный материал – также: запоминается такой абстрактный материал, который является обобщением ряда фактов (взаимосвязь между определёнными географическими явлениями). И, наоборот, учащиеся с трудом запоминают абстрактный материал, если он не раскрывается на определённом материале (например, определения понятий, если их не подкреплять примерами).

Младшим школьникам вполне достаточно умственное действие обобщения, то есть выделение некоторых общих признаков различных предметов. Легко овладевают дети этого возраста и классификацией.

Непроизвольное запоминание продолжает играть существенную роль в накоплении опыта у младших школьников, особенно в условиях их активной деятельности.

В этом возрасте преимущественное значение имеет наглядно-образная память. Эта особенность младших школьников обуславливается своеобразием других психических процессов, и прежде мышления. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями, но могут делать это лишь по отношению к конкретным, образно представляемым связям. Их мышление характеризуется как конкретно-образное, что определяет необходимость чёткой организации передачи материала через непосредственный опыт.

Наглядно-образный характер памяти и ориентация на точное усвоение того, что предполагается учителем, приводит к такой особенности памяти, как буквальность (дословное воспроизведение того, что запомнилось). Буквальность памяти младших школьников проявляется в воспроизведении текстов.

Буквальность запоминания обогащает активный словарный запас ребёнка: развивает литературно оформленную речь, помогает овладеть научными понятиями. К третьему классу у ребёнка появляются «свои слова» при воспроизведения материала. Буквальность воспроизведения материала является показателем произвольности памяти. Но, являясь положительной характеристикой памяти, буквальность запоминания уже к концу начальной школы начинает препятствовать творческому развитию памяти и, как следствие этого, затруднять умственное развитие ребёнка. Поэтому, начиная с первого класса, следует на ряду с учётом этой особенности памяти учить ребёнка логически запоминать, материал, учить выделять главное.

К окончанию третьего класса у детей уровень развития мышления повышается, их мышление, так же как и память изменяется с образной на логическую, этот вид памяти является основным в процессе обучения. Она начинает развиваться лишь в процессе обучения в школе.

Можно выделить 3 уровня в развитии памяти младших школьников: высокий, средний, низкий.

Таблица № 2

Уровни развития памяти младших школьников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Владение логическими формами мышления. Владение мыслительными операциями как самостоятельными действиями, а затем как средствами, или приемами, запоминания. Развито понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения. Развиты процессы саморегуляции. Произвольность психических процессов. Дети справляются даже с таким трудными приёмами запоминания, как соотнесение, деление на части текста.

Ребенок характеризуется владением логическими формами мышления. Дети справляются даже с таким трудными приёмами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, иллюстрации. Отмечается развитие процессов саморегуляции. Развивается произвольность психических процессов.

Отсутствует умение пользоваться мыслительными процессами как средством логического, осмысленного и поэтому наиболее успешного запоминания. Буквальность (дословное воспроизведение того, что запомнилось). Ребенок не может установить причинно-следственную зависимость, не различает причину и следствие. Не развиты процессы саорегуляции. Слабо развита произвольность психических процессов.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Самосознание дошкольника
А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии. Процесс социального взрос ...

Анализ системы физического образования в технических вузах в контексте парадигмы фундаментальности образования в период перестройки
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, ...

Комплекс тестов для измерения уровня сформированности навыков и умений аудирования, чтения, письма учащихся седьмого класса
С развитием тестирования как формы контроля учебных достижений школьников внимание вопросу разработки тестов уделяется не только со стороны известных методистов. В методической литературе появляются тесты, составленные учителями-практиками на материале определенного учебника или конкретной темы. В ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru