Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
«Научное мировоззрение представляет собой органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Мировоззрение формируется у школьников в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности».
Научное мировоззрение формируется не только в процессе усвоения знаний и применения исследовательского метода на уроке, но и в процессе научно-исследовательской деятельности, как форме дополнительного образования школьников, самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса.
Младшие школьники имеют слабо сформированные навыки научной деятельности. Они почти не умеют самостоятельно работать с литературой, не могут подготовить самостоятельное сообщение.
В основном, уяснение причинно-следственных зависимостей при ознакомлении с природными явлениями очень важно, для того чтобы у ребенка начали складываться элементы научного мировоззрения.
Мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те явления и понятия, с которыми дети не раз встречались в жизни.
С учетом эмоционально-образного характера познания у младших школьников использовались задачи, тексты, ситуации, в которых действуют хорошо знакомые детям герои мультфильмов, известных сказок.
Мировоззрение — это система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире, т. е. о природе, обществе и мышлении. Само собой разумеется, научное мировоззрение школьника формируется на протяжении всего школьного курса, по мере того как учащийся поднимается со ступеньки на ступеньку, все глубже познавая действительность, и в связи с тем, что все более разносторонней и интенсивной становится его учебная деятельность и общественно полезный труд. Для выполнения данной задачи недостаточно познания отдельных, изолированных явлений, ведь одной из важнейших черт научного мировоззрения является то, что мир представляется не в виде суммы отдельных предметов, а как целое, в котором части объединены в определенную систему. Уже в I классе необходимо заложить те «кирпичики», которые в дальнейшем послужат формированию научного мировоззрения.
У учащихся младших классов навыки самостоятельной деятельности исследовательского характера формируются на основе выполнения простой работы, связанной либо с организацией внеклассного мероприятия по определенной теме, либо с поисковой работой, связанной с анализом творчества художника, поэта.
Много дают младшим школьником экскурсии на производство. Школьник — деятельное, развивающееся существо, это обнаруживается не только в том, что он сам любит мастерить, но и в том, что с удовольствием узнает, как делают ту или иную вещь. На это устремление школьника надо опереться в его ознакомлении с трудом людей, ведь труд — это огромная сфера окружающего мира, основа общественной жизни.
В младших классах детям даются элементы научного миропонимания, закладывается фундамент материалистических взглядов на явления природы и общественной жизни в соответствии с перспективой развития у них целостного мировоззрения.
Формирование мировоззрения сегодня, как никогда, тесно связано с умелой и убедительной пропагандой наших исторических достижений. Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на политический и нравственный облик личности важнейшая миссия учителя.
Информация по теме:
Психологические и поведенческие явления поддающиеся эффективной
саморегуляции
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями-реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических проце ...
Проблемные ситуации при изучении лирического
произведения
Средства создания проблемной ситуации во многом зависят от рода литературного произведения. Читательское восприятие лирики обнаруживает особенно тесную связь общего уровня литературного развития и постижения данного стихотворения. Ученики с низким уровнем литературного развития даже при верных эмоц ...
Есть ли будущее у раздельного обучения
Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок – ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельн ...