Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского[ преследует гуманистическое начало в воспитании: опору на положительное в ребенке, поощрение самостоятельности и творчества, отсутствие жесткого регламента познания.
Главная цель – нравственно-воспитательный мыслитель, любящий Родину и свободу.
В основании нет главного и второстепенного, (как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.)
Эстетические, эмоциональные начала в воспитании: внимание к природе, красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общение детей, чувство удивления. По мнению В.А. Сухомлинского, ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь.
«Трагедия нашего воспитания состоит в том, что ясно лишь исправляем недостатки, в то время как нужно находить и взращивать достоинства, и тогда их бурная поросль заглушит сорняки недостатков».
Коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, творческое, трудовое, в которое каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни, и из общего каждый что-то берет для полноты своей личной духовной жизни, для полноты своего счастья. Решающими стимулами, одухотворяющими жизнь коллектива, становится не организация и управление, ответственная зависимость, а богатство духовной жизни, полнота интересов, взаимный обмен духовными богатствами.
На личность огромное влияние оказывает коллектив, но и нет коллектива, если нет многогранного духовного богатого мира, составляющих его личность.
Современные тенденции организации воспитательной деятельности в общеобразовательной школе, разработанные ведущими специалистами страны в области педагогики и воспитания (О.И. Аладко, О.В. Арепьев, Т.В. Барыбина, Н.С. Григайтес, А.В. Денисюк, О.Н. Шаверская и т.д.) определяют:
- воспитание нового жизнеспособного поколения на основе гармонизации общественно ориентированного и индивидуалистического типов личности;
- личностно-деятельностная направленность образования, оптимизация процессов социализации и индивидуализации;
- понимание сущности воспитания как создания условий для развития личности, т.е. соответствующей среды, воспитательного пространства;
Основополагающими принципами организации воспитания школьников в общеобразовательной школе являются:
- осуществление воспитания школьников в контексте целей и задач среднего образования в РФ;
- реализация воспитательной функции общеобразовательного учреждения в единстве учебной и внеучебной деятельности;
- ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества при организации воспитательного процесса;
- сохранение и развитие традиций школы;
- создание, развитие и сохранение системы межклассных связей для реализации воспитательной функции образования;
- гибкость системы воспитания школьников в школе, возможность её саморазвития;
- использование принципа демократизма, предполагающего педагогику сотрудничества;
- усиление социальной активности, предполагающей участие школьников в общественно-политической жизни своего города;
- поддержка и развитие научного творчества школьников, повышение авторитета и значимости науки;
- создание и развитие органов школьного самоуправления.
Общей целью воспитания школьников в общеобразовательном учреждении необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, физическим здоровьем, качествами гражданина-патриота.
Основная задача воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности школьников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей школьников в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Наиболее актуальными в современных условиях являются следующие задачи:
- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
- формирование у школьников гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, способности к труду и жизни в современных условиях;
- воспитание нравственных качеств, интеллигентности;
- развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
- развитие и сохранение историко-культурных и научных традиций той школы, в которой обучаются, преемственности, формирование чувства корпоративизма и солидарности;
- укрепление и совершенствование физического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению;
Информация по теме:
Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в
высшей школе
Отличительной чертой XXI века является то, что он назван ЮНЕСКО «веком полиглотов», т. е. знание не только одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности в информационном (постиндустриальном) обществе, Следовательно, важнейшим требованием к уровню и качеству ...
Сущность понятия «умение» и классификации умений в науке
Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, ...
Организация самостоятельной работы учащихся при
изучении темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации»
Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала. Исходя из пункта 1.3, по характеру учебной самостоятельной деят ...