И Галина Марковна Гамзаева сумела это сделать со своими первоклассниками в процессе очень любопытного совместного поиска.
С чего он начался?
С подготовительной работы к восприятию сказки, в процессе которой учительница ввела детей в атмосферу сказочных событий и создала своеобразный прецедент для поиска.
Чтобы первоклассники поняли, что им предстоит знакомиться со сказкой северного народа, Галина Марковна предложила им рассмотреть выставку иллюстраций Е.М. Рачева к сказкам северных народностей.
Дети с удовольствием объясняли друг другу, почему они считают животных, изображенных на картинках Е.М. Рачева, сказочными персонажами.
Внимательно рассмотрев иллюстрации, на которых изображены знакомые незнакомцы, дети сделали шаг к усвоению нового пласта «сказочного мира». В ходе работы с картинками в лексикон учащихся были введены новые слова: нарты, пум, яранга, тундра, кочевники, малица, стойбище.
Дети ощутили торжественную мелодию каждого слова, их многокрасочную северную палитру благодаря удивительным рисункам Е. Рачева и гибкой интонации Г.М. Гамзаевой. Первоклассники смогли пропеть новые слова и представить образы, стоящие за ними. Им захотелось побольше узнать о жизни, обычаях северных народностей, услышать их сказки. Именно сейчас возникла необходимость в рассказе учителя, коротком, с живыми подробностями, запоминающиеся тем, что и делает Гамзаева.
После рассказа учителя выходит заранее подготовленный ученик в рубашке, расписанной узорами нанайцев вверху, внизу, на рукавах и исполняет стилизованную песню.
Далее учитель включает детей в беседу-поиск:
- Вы обратили внимание на восклицание охотника, дважды повторяющееся в этой песне? Оно по-разному звучит: в первом случае в нем содержится предупреждение, а во втором – радость, удовлетворение от удачной охоты.
А теперь посмотрите на название сказки «Айога», с которой мы сейчас познакомимся. Что интересного вы заметили в этом слове? В нем есть это восклицание «Ай-о». Восклицание это, как мы убедились, может звучать по-разному, значит, и слово Айога тоже может звучать по-разному. Сам текст сказки поможет услышать, как это слово будет звучать в разные моменты, и понять почему ему присуще такое разное звучание. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно вслушаться в содержание сказки, проследить за тем, как развиваются события, и найти ключик к тайне, которая содержится во второй части этого слова.
Знакомство со сказкой «Айога» происходи следующим образом.
Вступительную и заключительную части Галина Марковна рассказывает, а центральную – «Разговор Айоги с матерью и отцом» воспринимают не только как внимательные слушатели, но и как активные зрители, которых их же товарищи порадовали замечательным кукольным представлением.
Важно чтобы первая встреча с произведением была запоминающейся. Именно так и произошло на уроке. Встреча состоялась и задела за живое.
После первого восприятия работа над текстом была построена в форме постепенного погружения в многослойную ткань сказки.
При этом широко использовались такие приемы, как работа над выбором верной интонации и пантомимических средств выразительности при произнесении отдельных слов и реплик; использование подвижных иллюстраций; осмысление слов-характеристик поступков персонажей, их внутреннего состояния; додумывание некоторых сцен с целью проникнуть в подтекст сказки.
Сказка пришла на урок со своей тайной. Учитель, мудрый и добрый, дал детям ключик, и они повернули его в нужном направлении.
Окошко в «сказочный мир» открылось.
Так и хочется сказать спасибо этому учителю, знающему сказочные законы, любящему сказку и умеющему преподать эту любовь своим ученикам.
2. Государственную практику я проходила в городе Северске в 193 школе в 4«Г» классе (ЗПР).
Тема моей курсовой – «Методика работы над сказками», поэтому на протяжение всей практики я пыталась внедрить в учебный процесс полученные знания по этой теме.
Известно, что дети очень любят сказки, так как в них есть необычное, происходят всевозможные превращения. Через сказку я старалась научить детей любить труд, слушаться старших, помогать людям, так же, как и герои в любимых детских сказках. Особенно старалась прививать (воспитывать) любовь к природе, человеку, животным (К. Паустовский «Стальное колечко»).
Информация по теме:
Практическое направление политологического подхода при изучении
обществознания
В рамках этого направления учащиеся реализуют себя как практики. Полученная на уроках теоретическая база позволяет отработать навыки организации и проведения процедуры предвыборной агитации и выборов. В качестве примера автор опыта приводит процедуру выборов «Ученик года школы». Согласно положению, ...
Понятия счисления натуральных чисел и правила их
образования и чтения
Рассмотрим методику ознакомления с основными математическими понятиями, изучаемыми в данной теме. Понятие натурального числа дается на эмпирическом уровне. Число обозначается в порядке установления взаимно однозначного соответствия между предметами данной совокупности и словами – числительными. В н ...
Изучение уровня духовно-нравственного развития у младших подростков в
современной общеобразовательной школе
Анализ возможностей русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков предполагал определение состояния этой проблемы в школьной практике. Нами изучен и обобщен опыт работы многих учителей, педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ г. Улан-Удэ, ...