3. В социальных сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие.
Нужно сравнить, как жили люди до революции как живут теперь, какие получили права.
4. В волшебных сказках показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие.
Нужно сравнение с современной жизнью (машины, краны, самолеты и т.д.).
В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику. (Вспомнить, в каких сказках и как показаны животные).
Не говорить, что так не бывает в жизни.
Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?
Мораль сказки не переводить на человеческие отношения.
Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).
Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).
Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, грамзаписей.
На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе.
Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.
Важна в сказке интонация, яркость выражения.
4. Сказочный жанр многолик и разнообразен. Выделяют такие типы сказок как литературный и народный такие внутрижанровые разновидности, как сказки о животных, волшебные и бытовые.
Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.
Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.
В практике преподавания чтения сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.
Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников.
Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.
Понятие «содержание» включает в себя следующие признаки: специфика фантастики; характеристика персонажей; характеристика жизненного пространства и времени этого мира, предмет сюжета.
Названные признаки важны не только м точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педогагическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир».
«Чудесный мир» - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.
При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.
В процессе чтения – поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:
1. Умение видеть специфическое начало сказки – зачин и благополучный конец для хороших героев;
Информация по теме:
Типы семейного воспитания
Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный ...
Методика закрепления и проверки знаний учащихся о
хронологии
Работа по изучению и использованию хронологии органически включается в общую систему обучения истории на всех этапах учебного процесса: при первоначальном изучении материала, его закреплении, повторении, обобщении и оперировании им. Это распространяется как на IV-V, так и на последующие классы. Для ...
Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с
дошкольниками
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе подготовительной группы ясли-сада №6 г. Орши. Данную группу посещало 9 детей (3 мальчика и 6 девочек). С детьми было проведено исследование по определению уровня развития детей от 14.03.06г., коррекционная работа по развитию детей (данная работа п ...