Из таблицы №2 видно, что 40% детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень культуры общения, они грубо относятся к сверстникам, не используют слова приветствия, перебивают взрослых в разговоре.
40% детей в экспериментальной группе имеют средний уровень, что говорит о том, что дети испытывают трудности в общении с взрослыми, забывают использовать культурные слова.
20% экспериментальной группы имеют высокий уровень, они доброжелательно относятся к детям и взрослым, используют культурные слова в общении.
Дети контрольной группы имеют 60% среднего уровня, 40% низкий по тем же показателям что и дети экспериментальной группы.
Диаграмма 1.
Таким образом, проведенное исследование показало, что родители, которые имеют низкий уровень культуры общения и родители с высоким уровнем культуры общения, недостаточно уделяют внимания формированию культуры общения у своих детей, о чем свидетельствуют полученные результаты.
Формирующий этап
Цель: формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста по средствам активного взаимодействия ДОУ и семьи с помощью наглядного материала.
Вся работа проводилась с родителями экспериментальной группы детей, результаты которых в анкетировании были низкого и среднего уровня.
В течение 1 месяца осуществлялась работа, в которой мы тесно взаимодействовали с родителями, предлагая им книжки-раскладушки, папки-передвижки, плакаты, наглядные стенды. Содержание наглядного материала включало: советы, игры, упражнения, литературу по формированию культуры общения детей среднего дошкольного возраста.
В начале эксперимента родители из-за занятости не соглашались с нами работать, но постепенно в ходе систематической работы мы сумели заинтересовать и привлечь родителей к нашему наглядному материалу, который регулярно обновлялся.
Наша проблема культуры общения затронула родителей, они были увлечены, заинтересованы в нашей информации, проявляли интерес к литературе по формированию культуры общения, задавали вопросы, на которые мы отвечали.
Таким образом, наглядные материалы привлекают внимание родителей, активизируя их, так как в них вся необходимая информация четко обозначена и наглядно представлена, что облегчает ее восприятие и сокращает время изучения.
Второй констатирующий этап
Цель: проверить уровень культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования нами были использованы те же методы, что и на первом констатирующем этапе: наблюдение, беседа, игра. Наблюдение проводилось в течение недели, за деятельностью детей и их общением между собой в течение дня. Результаты наблюдения были отражены в протоколе. В ходе наблюдения нами было отмечено, что у детей экспериментальной группы уровень культуры общения повысился, они стали больше общаться с детьми и взрослыми, чаще использовать культурные слова.
На данном этапе нами использовалась беседа, которая проводилась индивидуально с каждым ребенком из экспериментальной и контрольной группы. Во время беседы с детьми экспериментальной группы было отмечено, что они стали отвечать на вопросы более уверенно и четко. Дополнило представление о культуре общения игра "Культурные". Игра показала, что большинство детей знают культурные слова и их активно используют.
Материал, полученный в результате наблюдения, беседы, игры, позволил определить уровень культуры общения, которые представлены в таблице №3.
Таблица №3
Уровень культуры общения.
Ф.И. ребенка |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Экспериментальная группа | ||||
1 |
Настя В. |
+ | ||
2 |
Андрей З. |
+ | ||
3 |
Полина Т. |
+ | ||
4 |
Кирилл К. |
+ | ||
5 |
Иван И. |
+ | ||
6 |
Вова З. |
+ | ||
7 |
Егор Ш. |
+ | ||
8 |
Алла Ш. |
+ | ||
9 |
Антон Я. |
+ | ||
10 |
Аля К. |
+ | ||
Контрольная группа | ||||
1 |
Настя И. |
+ | ||
2 |
Саша А. |
+ | ||
3 |
Костя Т. |
+ | ||
4 |
Настя П. |
+ | ||
5 |
Дима Т. |
+ |
Информация по теме:
Программные требования к сюжетным задачам в 3 классе
Объем изучаемого в 3-м классе по «Программе по математике в 1-4 клас-сах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 1000, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (с ...
Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием в раннем возрасте
Уже в первые три месяца жизни нормально развивающегося ребенка заметен прогресс в его эмоциональной сфере: малыш не только плачет, но и смеется. В 3—4 месяца младенец пытается установить эмоциональный контакт со взрослым. Он улыбается, заглядывает в глаза, издает звуки и реагирует на попытки взросл ...
Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах
Еще одна сказка, (авторская) которая не могла бы появиться без музыки. Фрагмент из сказки «Музыкальные игрушки» В. Ф. Одоевского, где главное действующее лицо – музыкальный инструмент «табакерка» и маленький мальчик, которого заинтересовал этот чудо – инструмент, его звучание, внешний вид. Краткое ...