Использование моделирования в развитии математических представлений детей среднего дошкольного возраста

Педагогика » Моделирование в развитии математических представлений дошкольников » Использование моделирования в развитии математических представлений детей среднего дошкольного возраста

Страница 2

• использовать разнообразные виды моделей (по от­ражению содержания, по степени условности содержания, по способу выражения), оптимально сочетая познание са­мой модели и новые знания об окружающем мире при ее применении;

• накапливать опыт познания посредством моделиро­вания и использования модели в повседневной деятель­ности через обогащение предметно-развивающей среды;

• повысить интерес детей к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами предметов и явлениями мира.

Освоению умений моделировать разнообразное содержа­ние способствуют игры и игровые упражнения представ­ленные в работах Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Г.А.Глотовой и других авторов. С учетом индивидуальных особен­ностей детей можно сконструировать интересные игры для любой группы. Общая цель таких игр — расширение и углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов посредством модели. Материалом для игр и ис­следования могут выступать «привычные» на первый взгляд объекты: игрушки, природный, бросовый материал, любые предметы, окружающие дошкольника. Использование различных по форме и содержанию моделей в ходе обследо­вания одних и тех же предметов позволяет ребенку «уви­деть» многообразие свойств, отношений и связей предмета, активизирует его интерес к обычным, хорошо знакомым вещам. Однако следует помнить, что модель является лишь средством познания содержания, «подсказкой-помощни­ком», следовательно, она не должна заменять собой реаль­ные свойства и отношения. Модели могут лишь направлять исследование, помогать абстрагированию свойств, логизированию и обобщению отношений, выступать средством из­мерения.

Преимущество игр заключается в возможности их ус­ложнения и вариативности форм проведения, при этом как индивидуально с тем или иным ребенком, так и с различ­ными группами детей.

На первом этапе работы с дошкольниками, целью ко­торого является накопление опыта практического исполь­зования модели для выделения свойств и отношений предметов, восприятия модели, замещения, целесообразно использовать игры типа «Составь картинку», «Отгадки», «Домики свойств», «Клады», «Какая крона у дерева?» и др. Сопоставление в играх модели и реальных предметов дает возможность дошкольникам успешно различать, абстрагировать разнообразные свойства предмета, увидеть предмет в единстве его свойств и отношений. Конкретность модели облегчает понимание ее содержания, обес­печивает успешность установления детьми связи «реаль­ность—модель». Вариативность игр, необычность форм, забавные обозначения свойств вызывают эмоциональный интерес у детей к игре, желание самостоятельно рассмат­ривать предметы, выделять свойства. Игра позволяет оп­тимально учитывать особенности освоения признаков предметов посредством модели.

В среднем-дошкольном возрасте дети лучше устанавли­вают связь «реальность—модель» в практической ситуации, чем могут пояснить ее.

Успешность установления связи «реальность—модель» зависит от степени сходства предмета и модели. Если мо­дель не сохраняет черты подобия предмету, дети затрудняются установить связь. Необходимость сопостав­ления свойств предмета и их обозначений в играх позво­ляет развивать умения устанавливать данную связь, повы­шает интерес к обследованию предметов.

Так, в игре «Подбери модель к .» дошкольникам было предложено рассмотреть предмет и выбрать карточки-обо­значения свойств, которыми данный предмет обладает. Георгий Ч. (4 года, 6 месяцев), рассматривая шишку, стал с увлечением перекладывать карточки, «тасовать» их, рас­кладывать на столе, быстро и уверенно называя свойства. Выбрав обозначение «твердость—мягкость» он уточнил: «Они жесткие». Надавив на стол, заметил: «Нет, они мяг­кие». Рассмотрев крошки и шишку, заключил: «Ой, я по­нял, твердые, а так маленькие кусочки — мягкие».

Второй этап работы направлен на развитие у детей умений использовать модель в установлении отноше­ний, сопоставлять, сравнивать реальность и модель. При этом дети осваивали модель как средство измерения от­ношений.

Они с увлечением участвуют в играх типа «Волшеб­ная фотография», «Волшебный компьютер», «Что чем уз­наем?», «Рассадим гостей» и др. «Расчлененность» модели, наличие элементов-заместителей позволяет расширить действия детей при исследовании модели, повысить само­стоятельность и интерес к установлению отношений.

Наглядность модели позволяет детям самостоятельно осваивать свойства и отношения предметов. Одна из осо­бенностей игр с моделями — эмоциональное отношение детей к содержанию, реальному и модельному. Дети вно­сят свой эмоциональный опыт в содержание модели, дополняют ее, создают образы. При описании предмета они выделяют значимое для них содержание. Так, при измерении размерного соотношения более половины до­школьников обозначали фигуры: «горы», «семья: мама и дочка», «это медведи такие». Дети играли с фигурами, придумывали реплики героям. Вариативность игр, воз­можность введения героев, изменение мотивов (помощь герою, исправление ошибок, соревнование и т.п.) помо­гали детям проявить эмоциональное отношение к позна­ваемому содержанию.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Статистические и другие методы первичной обработки данных
Наряду с логической систематизацией (группировкой, классификацией и т.п.) собранных фактических материалов важную роль в обработке их играют, как уже говорилось, математические методы. Из большого арсенала методов современной математики в исследованиях по теории физической культуры используются пре ...

Описание предметной области и ситуации
Моей системой, в которой возникла проблемная ситуация, является план создания студенческого портфолио. Обсуждение тематики создания и использования портфолио в вузе опирается на такие взаимоопределяющие тенденции в развитии российского образования, как: - Оформление постиндустриального общества рын ...

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями интеллектуального развития
Дети с нарушениями интеллектуального развития характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания. Так ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru