Использование моделирования в развитии математических представлений детей среднего дошкольного возраста

Педагогика » Моделирование в развитии математических представлений дошкольников » Использование моделирования в развитии математических представлений детей среднего дошкольного возраста

Страница 1

«Большинство современных исследований посвящено изучению возможности развития моделирования и исполь­зования модели в старшем дошкольном возрасте. Однако в среднем дошкольном возрасте уже существуют предпосыл­ки развития моделирования, использования модели в по­знании. В этом возрасте происходят изменения в познава­тельной деятельности ребенка, изменяются содержательная и операционная стороны, зарождаются познавательные мо­тивы. Поэтому данный возраст называют возрастом «мно­жества открытий». Ребенок активно познает предметные эталоны, овладевает умениями учитывать и использовать свойства предметов в практической деятельности. Дошколь­ник осваивает разнообразные способы исследования, стано­вится «почемучкой», интересующимся всем, что его окружает».

При выраженном интересе к окружающему миру ребенок среднего дошкольного возраста не владеет адекватными средствами получения необходимой информации поэтому педагог призван помочь ему в овладении средствами дозна­ния, выработанными человечеством и позволяющими само­стоятельно открывать новое. В связи с этим давайте рассмотрим возможности овладения мо­делированием как средством познания свойств и отношений предметов детьми среднего дошкольного возраста.

Часть свойств и отношений (цвет, размер, форма) осваивается детьми достаточно полно. Дети устанавливают отношения, успешно понимают простые логические связи, поясняют их. Другие свойства и отношения осваиваются не­достаточно глубоко, дети затрудняются в определении сенсорных эталонов, «смешивают» объемы представлений (на­пример, неверно употребляют термины — большой вместо тяжелый, мягкий вместо легкий и т.п.). Неравномерность освоения свойств и отношений связана как с особенностями самих свойств (частотой их проявления, степенью выражен­ности), так и с уровнем овладения способами их познания. Низкий уровень освоения свойств и отношений, их «размы­тость» обусловлены, по нашему мнению, следующими при­чинами:

В существующей практике наблюдается перенос акцентов на развитие познавательных операций без доста­точного расширения сенсорных представлений. Расшире­ние и углубление представлений о свойствах и отноше­ниях происходит попутно, следствием чего является разрыв связи между сенсорными и логическими компонентами познания.

Обособленное изучение свойств и отношений не всегда способствует развитию системного видения объек­тов мира. Так форму и размер рассматривают как математические свойства и отношения, цвет связывают с изобразительной деятельностью, шероховатость ассоциируют с природоведческими знаниями. Разделение содержания согласно методикам отражается на развитии таких же раз­дельных представлений об объектах.

В программах развития и воспитания детей до­школьного возраста содержание свойств и отношений объединено, нет четкого определения представлений и уме­ний их обследования детьми.

У педагогов отсутствуют конкретные знания и умения, позволяющие им расширять и развивать опыт освоения свойств и отношений предметов детьми до­школьного возраста.

Применение модели при группировке фигур позволяет детям более успешно выделять и удерживать основания для образования групп. Если до этого дети часто изменяли основания, группировали предметы по двум свойствам одновременно, переключались на игру, то при использо­вании модели они более успешно обследуют предметы, группируют их, поясняя свои действия педагогу.

Количественный анализ показал, что у большинства де­тей пятого года жизни уровень освоения свойств и отно­шений предметов при использовании модели повысился Сенсорные модели помогают детям выявить конкретные отличия свойств, а модели логиче­ского содержания способствуют лучшему выделению связей, отношений, обобщению и логизации содержания. Наглядность, образность модели, возможность практичес­ких действий с ее элементами повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать, ис­следовать предметы и модель. Это свидетельствует о том, что использование модели в освоении свойств и отноше­ний предметов может стать увлекательным средством по­знания.

Одной из форм организации детской деятельности, учитывающей выявленные особенности освоения свойств и отношений предметов и способствующей проявлению детской самостоятельности в познании, наряду с экспери­ментированием, решением практических и познавательных задач, является игра и игровые упражнения.

Возможность моделирования разнообразного содержания, сопоставления предметов и модели, вариативность форм проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяют:

• последовательно усложнять систему работы по освое­нию моделирования как средства познания свойств и от­ношений предметов детьми среднего дошкольного возраста, развивать умения осваивать содержание, моделировать, осознавать семиотическую функцию;

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Активизация учебной деятельности и проблемная ситуация. Понятие активизации учебной деятельности
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами след ...

Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключает ...

Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции нарушений поведения младших школьников
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru