Подходы к обучению учащихся обществознанию

Страница 2

2. Правовой подход. Акцентирует внимание учащихся на то, что каждый гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны, уметь их анализировать, не бояться защищать свои права и пользоваться законами. Главная цель подхода – формирование гражданско-правовой культуры (совокупности правовых знаний, убеждений и установок личности, борьба с правовым нигилизмом, формирование уважения к демократическим ценностям и законопослушности). Конечная цель - формирование высокого уровня правосознания гражданина демократического общества.

Автор обращает внимание на программу «Правовое образование в средней школе», проводимую Фондом правовых реформ: рамках данного подхода подготовлена целая серия учебных пособий, среди них заслуживает внимание «Основы правовых знаний» под редакцией С.И.Володиной, А.М.Полиевктовой и других для 8-9 классов и «Право и экономика» для учащихся X-XI классов. Педагог успешно применяет некоторые материалы данных пособий в своей педагогической деятельности.

3. Обществоведческий подход. Гражданское образование понимается как система знаний об обществе, окружающем мире, включающая основы политологии, социологии, философии и других дисциплин. При этом в центре внимания оказывается человек, находящийся в системе общественных отношений. По мнению педагога, недостатком этого подхода является опасность излишней теоретизации и слишком большого для учащихся объема получаемых сведений и фактов. Данного подхода придерживается группа авторов под руководством Л.Н.Боголюбова (учебники «Введение в обществознание» для 8-9 классов, «Человек и общество» для учащихся 10-11 классов), А.И.Кравченко «Обществознание».

4. Культурологический подход. Здесь акцент делается на сравнительный анализ культур различных народов мира, изучение опыта становления современной цивилизации, поиск общечеловеческих ценностей и выделение культурных особенностей. Главная идея – формирование толерантного отношения к представителям других народов и их культур, понимание и уважение культурного разнообразия. Этот подход может успешно интегрироваться с другими вариантами гражданского образования. Наиболее ярко этот подход отражен в работах П.С.Гуревича (Курс «Введение в философию»).

5. Компетентностный подход. При данном подходе на первое место выдвигается не информированность ученика, а его умение решать проблемы. От учащегося требуется постановка задачи, проектирование и оценка нового опыта, рефлексия и контроль эффективности собственных решений. Иными словами, это метод проектирования. Он только начинает внедряться в школьную практику и имеет много положительных моментов: переход от передачи знаний к освоению и применению их на практике; высокая мотивация к учению; личностно-ориентированное обучение; компетентностный подход не отрицает знаний.

Но при применении данного подхода имеют место и определенные проблемы, например, у многих учителей обществознания возникнет необходимость усиленно готовиться к осуществлению образовательного процесса через введение учебных задач-ситуаций, которые ученик будет решать с помощью учителя; потребуются по-новому подготовленные учебники и учебные пособия, в которых учебный материал будет представлен в виде задач и ситуаций, не принижая при этом знаниевого компонента.

6. Некоторые другие подходы. И.Фрумин предлагает два подхода:

дисциплинарный (акцент ориентирован на знания);

деятельностный, предполагающий вовлечение школьников в деятельность путем школьного самоуправления.

7. Политологический подход. Данный подход акцентирует внимание на изучение государства, политических идей, идеологий, партий и общественных организаций, прав человека и конституционализма.

По мнению автора, участие в политическом процессе понимается как основа гражданской компетенции. Здесь должны рассматриваться принципы демократии, основные характеристики правового государства, формы политического участия граждан в этом процессе. Кроме теоретической части предполагается и моделирование политического процесса: заседание правительства и других государственных структур, формирование политических партий и общественных организаций, проведение выборов и избирательных кампаний.

Политологический подход предполагает и непосредственное соприкосновение с политикой:

интервьюирование политических лидеров;

анализ реальных ситуаций, связанных с политическими процессами;

проведение социологических опросов населения, участвующего в политических процессах;

непосредственное участие в моделированных мероприятиях (выборах, заседаниях и пр.).

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников
Отклоняющимся обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их с ...

Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения
Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения не должны рассматриваться в отрыве от социально-исторического контекста, от актуальных задач, которые поставил перед наукой новый этап научно технического прогресса. Бурное развитие компьютерной техники и широкое ее применение в различных сфе ...

Рабочая программа производственного обучения
Программа производственного обучения – это документ, определяющий содержание производственного обучения по определенной профессии и специальности, круг умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Программа производственного обучения разрабатывается на основе Государственного стандарта начально ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru