2. Правовой подход. Акцентирует внимание учащихся на то, что каждый гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны, уметь их анализировать, не бояться защищать свои права и пользоваться законами. Главная цель подхода – формирование гражданско-правовой культуры (совокупности правовых знаний, убеждений и установок личности, борьба с правовым нигилизмом, формирование уважения к демократическим ценностям и законопослушности). Конечная цель - формирование высокого уровня правосознания гражданина демократического общества.
Автор обращает внимание на программу «Правовое образование в средней школе», проводимую Фондом правовых реформ: рамках данного подхода подготовлена целая серия учебных пособий, среди них заслуживает внимание «Основы правовых знаний» под редакцией С.И.Володиной, А.М.Полиевктовой и других для 8-9 классов и «Право и экономика» для учащихся X-XI классов. Педагог успешно применяет некоторые материалы данных пособий в своей педагогической деятельности.
3. Обществоведческий подход. Гражданское образование понимается как система знаний об обществе, окружающем мире, включающая основы политологии, социологии, философии и других дисциплин. При этом в центре внимания оказывается человек, находящийся в системе общественных отношений. По мнению педагога, недостатком этого подхода является опасность излишней теоретизации и слишком большого для учащихся объема получаемых сведений и фактов. Данного подхода придерживается группа авторов под руководством Л.Н.Боголюбова (учебники «Введение в обществознание» для 8-9 классов, «Человек и общество» для учащихся 10-11 классов), А.И.Кравченко «Обществознание».
4. Культурологический подход. Здесь акцент делается на сравнительный анализ культур различных народов мира, изучение опыта становления современной цивилизации, поиск общечеловеческих ценностей и выделение культурных особенностей. Главная идея – формирование толерантного отношения к представителям других народов и их культур, понимание и уважение культурного разнообразия. Этот подход может успешно интегрироваться с другими вариантами гражданского образования. Наиболее ярко этот подход отражен в работах П.С.Гуревича (Курс «Введение в философию»).
5. Компетентностный подход. При данном подходе на первое место выдвигается не информированность ученика, а его умение решать проблемы. От учащегося требуется постановка задачи, проектирование и оценка нового опыта, рефлексия и контроль эффективности собственных решений. Иными словами, это метод проектирования. Он только начинает внедряться в школьную практику и имеет много положительных моментов: переход от передачи знаний к освоению и применению их на практике; высокая мотивация к учению; личностно-ориентированное обучение; компетентностный подход не отрицает знаний.
Но при применении данного подхода имеют место и определенные проблемы, например, у многих учителей обществознания возникнет необходимость усиленно готовиться к осуществлению образовательного процесса через введение учебных задач-ситуаций, которые ученик будет решать с помощью учителя; потребуются по-новому подготовленные учебники и учебные пособия, в которых учебный материал будет представлен в виде задач и ситуаций, не принижая при этом знаниевого компонента.
6. Некоторые другие подходы. И.Фрумин предлагает два подхода:
дисциплинарный (акцент ориентирован на знания);
деятельностный, предполагающий вовлечение школьников в деятельность путем школьного самоуправления.
7. Политологический подход. Данный подход акцентирует внимание на изучение государства, политических идей, идеологий, партий и общественных организаций, прав человека и конституционализма.
По мнению автора, участие в политическом процессе понимается как основа гражданской компетенции. Здесь должны рассматриваться принципы демократии, основные характеристики правового государства, формы политического участия граждан в этом процессе. Кроме теоретической части предполагается и моделирование политического процесса: заседание правительства и других государственных структур, формирование политических партий и общественных организаций, проведение выборов и избирательных кампаний.
Политологический подход предполагает и непосредственное соприкосновение с политикой:
интервьюирование политических лидеров;
анализ реальных ситуаций, связанных с политическими процессами;
проведение социологических опросов населения, участвующего в политических процессах;
непосредственное участие в моделированных мероприятиях (выборах, заседаниях и пр.).
Информация по теме:
Материально-техническое оснащение
Учебно-материальная база – это совокупность материальных средств и условий, на основе которых формируется (проектируется) социально-педагогическая среда, отвечающая целям, задачам обучения, воспитания и развития учащихся. В состав учебно-материальной базы входят: учебное здание, учебные кабинеты и ...
Опыт внедрения религиозного компонента в учебные программы государственных
школ
В современной педагогической практике ещё не сложились стандарты обучения в области религиозного образования. Это затрудняет не только работу учителей, но и влияет на усвояемость нового материала учениками. Что бы понять роль подобного предмета не только в школьной программе, но и системе среднего ...
Сущность механизма вероятностного прогнозирования
В предыдущем разделе были рассмотрены основные механизмы аудирования. Рассмотрим сущность механизма прогнозирования и его роль в процессе аудирования и понимания смысловой структуры текста. Механизм вероятностного прогнозирования подробно изучался в психологии и рассматривался в качестве одного из ...