В рамках этого направления учащиеся реализуют себя как практики. Полученная на уроках теоретическая база позволяет отработать навыки организации и проведения процедуры предвыборной агитации и выборов.
В качестве примера автор опыта приводит процедуру выборов «Ученик года школы». Согласно положению, раз в два года школа участвует в выборах ученика года, организация проведения возлагается на учащихся 10-11 классов. Школьный коллектив делится на «избирательные участки» – параллели классов. Каждый класс выдвигает своих кандидатов на звание «Ученик года». Старшеклассники курируют избирательные участки, объясняют процедуру выборов, правила голосования и др. По результатам 3-ей четверти остаются 5-6 наиболее достойных кандидатур. С этого момента начинается основная работа. Параллели классов включаются в предвыборную агитацию. Формируется избирательная комиссия, которая назначает день выборов, составляет списки избирателей, регистрирует кандидатов. Создается выездная комиссия, печатаются бюллетени, назначается охрана и т.д. День выборов проходит согласно основным требованиям Закона о выборах. После окончания выборов избирательная комиссия подсчитывает бюллетени, гасит не проголосовавшие, оформляет протокол и т.д. Итоги выборов объявляются на празднике «За честь школы». Учащиеся по итогам выборов выполняют практическую работу, в ходе которой отвечают на следующие вопросы:
Определите тип избирательной системы, примененной на выборах?
Какие нарушения вы заметили при проведении выборов?
Каковы причины победы данного кандидата?
Выскажите свое мнение по поводу данных выборов.
Подобного рода мероприятия способствуют повышению активности школьников, приобретению практического опыта, а в дальнейшем и активной политической и жизненной позиции гражданина РФ.
В.Э.Попов говорит о том, что даже в рамках существующей учебной программы политологический подход можно применять в полном объеме, приобщая учащихся к ценностям демократического общества, способствуя формированию у них активной жизненной позиции.
В заключении автор опыта работы В.Э.Попов утверждает, что политологический подход играет большую роль в гражданском образовании. Вместе с тем учитель убежден в том, что будет неправильным утверждение о его исключительности и незаменимости. Оптимальным следует считать сочетание различных моделей и подходов при изучении учащимися обществознания, именно эта оптимальность будет способствовать развитию школьников, их разносторонней подготовке и адаптации к современной жизни.
Педагог, говоря о развитии гражданских компетентностей у учащихся, прав в том, что российская образовательная традиция всегда являлась энциклопедической, большой акцент при этом уделялся знаниям. В настоящее время движение к отказу от излишнего энциклопедизма закономерно и обосновано. Однако не следует принижать и знаниевый компонент. Если в рамках учебной программы будет уделяться пристальное внимание активным формам обучения, мотивации, интеллектуальным умениям, ценностям, применению получаемых знаний на практике, только тогда можно достичь необходимого баланса в развитии личности школьника – будущего России.
Подводя итог своему педагогическому опыту, автор утверждает, что «не важно, какой подход будет выбран в качестве определяющего. Главное, чтобы он выполнял в совокупности с другими следующие задачи:
акцентировать внимание на облегчение для подрастающего поколения процесса социализации и адаптации в условиях общественных перемен;
преодолевать разрыв между обучением и воспитанием в школе;
создавать атмосферу диалога и сотрудничества всего учебно-воспитательного процесса;
основываться при выборе проблем на интерес школьников и практическую актуальность общественных задач;
отказаться от идеологического давления и морализаторского подхода в преподавании;
перейти от использования пассивных методик преподавания к активным и интерактивным;
давать учащимся возможность реализовывать собственные интересы;
развивать общественную активность молодежи и способствовать росту интереса к общественной и политической жизни;
способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма;
формировать структуру демократической школы как элемента гражданского общества (через систему общественных организаций школьников, выработки школьных конституций и законов, проведение выборов в школьный парламент и т.п.);
объединять компетенции в области знаний с развитием умений и приобретением учащимися демократических ценностей;
преодолеть предметную разобщенность и достичь приобретения школьниками целостной картины мира».
Информация по теме:
Урочное направление политологического подхода при изучении обществознания
В 9-ом классе при изучении темы «Политические права и свободы» школьники решают проблемы-задания, позволяющие развернуть дискуссию. При обсуждении статьи 31 Конституции РФ учащимся предлагается вопрос-задание: «В ряде стран, в том числе и в России, органы власти регламентируют время и место проведе ...
Сущность метода моделирования
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключаетс ...
Разработка и апробация комплекса упражнений по
использованию видео в обучении культуре иноязычного общения в средней школе
Нами был разработан комплекс упражнений по использованию видео в обучении культуре иноязычного общения. Комплекс упражнений был апробирован на базе гимназии № 10 г. Минска в 9 «Б» классе. Некоторые уроки были полностью посвящены просмотру аутентичного видеоматериала, на некоторых видеоматериал преп ...