В 9-ом классе при изучении темы «Политические права и свободы» школьники решают проблемы-задания, позволяющие развернуть дискуссию. При обсуждении статьи 31 Конституции РФ учащимся предлагается вопрос-задание: «В ряде стран, в том числе и в России, органы власти регламентируют время и место проведения митингов. Например, не разрешено проводить митинги на центральных магистралях, в рабочие дни недели и т.п. Не является ли такая регламентация нарушением свободы собраний?».
Постановка данного вопроса позволяет выслушать множество версий и путем обсуждения подвести к выводу, что «свобода любого человека заканчивается там, где начинаются права других людей» (Ш.Монтескье).
В 11 классе при изучении темы «Политическое развитие современного общества» педагог проводит занятие в форме деловой игры: «Информирование избирателей и предвыборная агитация: вопросы правового регулирования». При проведении урока предусмотрены многие виды деятельности:
живой разговор с представителями политических партий;
процедура голосования;
практическая работа с данными социологического опроса;
разбор ситуаций, созданных на уроке самими учащимися с помощью нормативных документов.
Здесь урок-деловая игра решает главную задачу – приобретение политического опыта на основе знаний, полученных в соответствии с законодательной базой.
Большой интерес и повышение активности у школьников вызывают лабораторные работы. Так, например, при рассмотрении темы «Легко ли быть избирателем?» учащимся предлагается следующее задание: Проанализируйте предвыборные программы кандидатов в Государственную Думу. Что привлекает внимание и определяет ваш выбор в пользу того или иного кандидата? Учащимся раздаются предвыборные агитационные материалы (листовки, календарики и т.п.), демонстрируется несколько рекламных роликов предвыборных выступлений. Старшеклассники с удовольствием сравнивают программы, оценивая язык, стиль изложения, качество выступления, выбирают то, что их привлекает в программах и пытаются определить, в чем сила и слабость партии, кандидата, прогнозируют победу на выборах. Учитель, подводя итоги работы учащихся, объявляет результаты прошедших выборов, заставляя их задуматься над тем, почему их мнения и прогнозы совпали или не совпали с результатами голосования.
Развитие современных информационных технологий и их применение на уроках в образовательных учреждениях страны позволяет использовать возможности Интернета. Официальные сайты политических партий дают возможность быть в курсе политических новостей, разобраться в официальных символах политических партий, их лидерах, целях и задачах. Все это повышает и заинтересованность учащихся, и эффективность самого урока.
Большую роль в повышении качества уроков и их эффективности играет работа с материалами местной прессы. На уроках обществознания по политическим темам уместны политинформации по материалам местной прессы. Малая Родина, несомненно, ближе школьникам, и поэтому события политического характера вызывают куда больший интерес и стремление понять ситуацию в селе, районе.
Таким образом, педагог, делая вывод, утверждает, что политологический подход раскрывает большие возможности активизации учебной деятельности учащихся. Но только рамками урочной работы он не должен ограничиваться, развитие политической культуры продолжает и следующее направление подхода.
Информация по теме:
Влияние занятий с тяжестями на различные стороны физического состояния детей,
подростков и юношей
Многочисленные исследования показали, что максимальная сила кисти и предплечья с возрастом увеличивается. Наибольший прирост ручной силы происходит в среднем или старшем школьном возрасте. Различия между силой правой и левой руки у детей до 13—14 лет недостоверны. Начиная с 14—15 лет, разница между ...
Изучение темы "Человек как потребитель"
Обучающая: сформировать знания по проблемам и категориям: заработная плата (реальная и номинальная; индивидуальная и коллективная), потребление, взаимосвязь личного потребления и личного дохода, прожиточный минимум, "потребительская корзина", минимальная заработная плата и связь этих поня ...
Основные задачи и принципы
нравственного воспитания в детском саду
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают развитие у детей нравствeнных чувств, полoжительных навыков и манер поведения, моральных взглядов и мотивов поведения. В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формиpoвание нравственных чувств. Чувство - оcoбая фop ...