формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
Учебный процесс предусматривает тесное взаимодействие учителя и ученика. Основными функциями обучения является образовательная, воспитательная и развивающая.
Образовательная функция в традиционном обучении является базовой и предполагает вооружение учащихся, в первую очередь, определенной системой знаний, навыков и умений.
Основной недостаток такого обучения - его безличностьность: Традиционная система образования основывается на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности - ее социализация и профессионализация с позиций максимальной общественной полезности. В рамках данной модели реализуются представления о том, что основной целью образования (обучения, учения) является овладение определенными знаниями, умениями и навыками, то есть внешне заданными нормативами.
Гуманистическая парадигма национальной системы образования имеет личностное направление, и, соответственно, ученик в учебном процессе выступает как целостная личность. По мнению российского психолога В. Давыдова, личность следует понимать как самодеятельный субъект, как индивид, который воспроизводит общественные связи и имеет творческие возможности для их дальнейшего преобразования. Он подчеркивает, что опираясь на личностные качества, приобретенные ранее, он действует творчески («свободно») и талантливо, создает новые формы общественной жизни. Субъективность ученика в учебном процессе обосновывают В. Рыбак, Г.К. Селевко.
Гуманистическая концепция образования холистическая, т.е. лишена статистического, безличного подхода к человеку, который возникает при этом.
Гуманистическая парадигма образования объединила не только философов, но и психологов, педагогов, социологов на путях поиска смысла человеческого бытия, самоактуализации, творчества, свободы выбора, целостности, интегративности мышления, управления человека собственным развитием. По мнению Г. К. Селевко, личностный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе - стержневое направление прогрессивных педагогических технологий, которое объединяет и воплощает такие воспитательные идеи и принципы:
Идею развития личности, или личностной направленности воспитания и образования;
Общечеловеческие принципы гуманизма;
Идею демократизации педагогических отношений как основы формирования демократической личности;
Углубление индивидуального подхода;
Принцип природосообразности обучения и воспитания;
Идею активизации и использования внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности.
Поэтому сейчас образовательная функция теряет ведущую роль, уступая свое место функциям воспитательной, развивающей и самосовершенствования. Это требование дня. Образование, учитывая быстротечные изменения, должно обеспечивать предпосылки для учебного процесса в течение всей жизни по типу «включения - выключения».
Воспитательная функция неотделима от образовательной и направлена на обеспечение единства учебно-воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных системах, на его гуманизацию. «Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом, дополняют друг друга, переплетаются друг с другом», - подчеркивает академик Д. Ярмаченко.
Информация по теме:
Информатизация труда учителя
С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен учитывать учитель в своей работе. Использование ...
Описание организационной формы передачи учителям
методики работы с творческими работами
В 2002 – 2003 годах на базе гимназии №1 “Универс” по заказу института повышения квалификации проходил семинар для учителей по теме: “Руководство творческими работами по математике в 6 и 7 классах”, проводимый сотрудниками лаборатории развивающего обучения математике института психологии и педагогик ...
Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры
умственного труда и способы их формирования
Уровень культуры умственного труда школьников определяет все стороны и результаты обучения: качество формируемых знаний и умений; познавательную активность учащихся и развитие их мышления, творческих сил; производительность учебного труда и зависящий от неё уровень учебной нагрузки; эффективность и ...