формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
Учебный процесс предусматривает тесное взаимодействие учителя и ученика. Основными функциями обучения является образовательная, воспитательная и развивающая.
Образовательная функция в традиционном обучении является базовой и предполагает вооружение учащихся, в первую очередь, определенной системой знаний, навыков и умений.
Основной недостаток такого обучения - его безличностьность: Традиционная система образования основывается на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности - ее социализация и профессионализация с позиций максимальной общественной полезности. В рамках данной модели реализуются представления о том, что основной целью образования (обучения, учения) является овладение определенными знаниями, умениями и навыками, то есть внешне заданными нормативами.
Гуманистическая парадигма национальной системы образования имеет личностное направление, и, соответственно, ученик в учебном процессе выступает как целостная личность. По мнению российского психолога В. Давыдова, личность следует понимать как самодеятельный субъект, как индивид, который воспроизводит общественные связи и имеет творческие возможности для их дальнейшего преобразования. Он подчеркивает, что опираясь на личностные качества, приобретенные ранее, он действует творчески («свободно») и талантливо, создает новые формы общественной жизни. Субъективность ученика в учебном процессе обосновывают В. Рыбак, Г.К. Селевко.
Гуманистическая концепция образования холистическая, т.е. лишена статистического, безличного подхода к человеку, который возникает при этом.
Гуманистическая парадигма образования объединила не только философов, но и психологов, педагогов, социологов на путях поиска смысла человеческого бытия, самоактуализации, творчества, свободы выбора, целостности, интегративности мышления, управления человека собственным развитием. По мнению Г. К. Селевко, личностный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе - стержневое направление прогрессивных педагогических технологий, которое объединяет и воплощает такие воспитательные идеи и принципы:
Идею развития личности, или личностной направленности воспитания и образования;
Общечеловеческие принципы гуманизма;
Идею демократизации педагогических отношений как основы формирования демократической личности;
Углубление индивидуального подхода;
Принцип природосообразности обучения и воспитания;
Идею активизации и использования внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности.
Поэтому сейчас образовательная функция теряет ведущую роль, уступая свое место функциям воспитательной, развивающей и самосовершенствования. Это требование дня. Образование, учитывая быстротечные изменения, должно обеспечивать предпосылки для учебного процесса в течение всей жизни по типу «включения - выключения».
Воспитательная функция неотделима от образовательной и направлена на обеспечение единства учебно-воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных системах, на его гуманизацию. «Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом, дополняют друг друга, переплетаются друг с другом», - подчеркивает академик Д. Ярмаченко.
Информация по теме:
Колледжи Оксфорда
Университет Оксфорд делится на факультеты и 38 колледжей, а также так называемые «общежития» (halls of residence). При поступлении особое внимание следует уделить не только выбору направления образования, но и подбору колледжа. Посещая лекции и семинары на факультете, студент приводить бóльш ...
Возрастная динамика длины и веса тела
Длина тела у школьников 5 класса была равна 147 см, у шестиклассников этот показатель оказался на 2 см больше. У школьников 7 класса увеличился рост по сравнению с шестиклассниками ещё на 9 см, а у восьмиклассников - на 8 см (табл. 1). Следовательно, наиболее выраженное изменение длины тела за врем ...
Элективные и факультативные курсы
Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как элективные курсы. Это достаточно новый вид дополнительных занятий в школе, поэтому выясним, чем они отличаются от факультативных курсов. Выясним что такое факультативный курс. Эт ...