Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования

Педагогика » Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда » Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования

Страница 4

«Разъясняя учебные приемы, мы помогаем школьникам овладевать научной организацией своего труда и тем самым добиваться значительного повышения его производительности. А это основной путь к ликвидации перегрузки учащихся, что особенно важно в сегодняшней ситуации. Известно ведь, что устают больше оттого, что работают неумело, чем оттого, что работают много. Если ученик не владеет обобщенным умением решать математические задачи, на подготовку к уроку у него, естественно уйдёт больше времени, чем у школьников, которые такими умениями обладают.

Хорошо организованный учебный труд оказывает большое воспитательное воздействие на учащихся: способствует выработке трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, умение беречь время. В процессе учебного труда формируется не только интеллектуальный, но и нравственный облик личности. «Я тысячу раз убеждался, - писал В.А. Сухомлинский, - что трудовое воспитание начинается за партой, за книгой…» «Тружеником познания» уважительно называл он ученика. Однако позитивные качества личности учебный труд воспитывает лишь в том случае, если школьник умеет учиться. «Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание –лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится всё крепче, и разорвать его всё труднее».

При обучении школьников именно учиться появляется возможность заранее планировать, в каком классе, при изучении какого материала будет разъяснён тот или учебный приём, на каких последующих уроках умение применять его будет закрепляться и совершенствоваться. Соответственно же общему плану определяются частные задачи каждого урока по развитию учебно-познавательных способностей учащихся. Возникает также основа для разработки и реализации межпредметной программы формирования интеллектуальных приёмов. Да и сами ученики получают возможность более активно управлять своей учебной работой: так усвоив несколько способов самоконтроля, они в каждом конкретном случае смогут правильно выбрать наиболее подходящий способ.

И, наконец, овладение учащимися интеллектуальными умениями служит важнейшей предпосылкой для того, чтобы после окончания школы её выпускники могли успешно заниматься дальнейшим образованием и – что особенно важно – самообразованием.

Следует, однако, учитывать, что разъяснять школьникам нужно лишь немногие, наиболее необходимые и доступные учебно-познавательные методы и принципы, а также помнить, что, в отличие от других способов деятельности, способы мышления трудно поддаются осознанию и расчленению на составные части (чтобы на конкретном примере убедиться в этом описать процесс своего размышления над каким-либо вопросом).

Включение в содержание школьного образования слишком много обширных теоретических сведений об умственном труде может усилить перегрузку учащихся, помешать решению многих других образовательных и воспитательных задач.

В младших классах методы умственного труда формируются в основном на эмпирическом уровне, но опыт обучения свидетельствует, что уже в начальной школе можно и нужно элементарно и доступно разъяснять учащимися некоторые приёмы. Наиболее благоприятные условия для обучению умению учиться существуют в средних классах, так значительно возрастают познавательные способности школьников, а уроки пока ещё не перегружены большим и сложным материалом (что позволяет выделить время для проведения упражнений по формированию учебно-познавательных умений). В старших классах знания о способах умственной деятельности не только закрепляются, но и значительно расширяются, углубляются, что даёт возможность применять их на практике для самостоятельной творческой работы.

Решая вопрос, в каком именно классе целесообразно осуществить переход к теоретическому уровню выработки того или иного приёма, в качестве главных критериев следует учитывать, во-первых, необходимость осознанного овладения приёмом для развития мышления и усвоения учебного материала, а во-вторых, возрастной уровень познавательных возможностей учащихся. Оптимальный вариант, индивидуально подобранный для каждого приёма, может быть найден лишь при условии, что будут приниматься во внимание все многочисленные факторы, влияющие на формирование данного умения. В одном случае приём разъясняется уже в начальных классах, в другом – после длительного эмпирического применения, в третьем – на самой высшей ступени школьного образования.

Учитываются и связи, которые существуют между способами учебно-познавательной деятельности. Например, нельзя разъяснять, что такое анализ, не объясняя при этом, что такое синтез; нельзя приём «систематизация» разъяснять раньше, чем приём «классификация».

Выбирая урок, на котором целесообразно разъяснять учебный приём, надо выяснить: есть ли потребность в такой педагогической операции для лучшего усвоения изучаемой темы? Есть ли возможность выделить для разъяснения достаточно времени? Можно ли будет на последующих уроках по данному курсу или по другим курсам учить школьников применять этот приём?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Место темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации» в школьном курсе информатики
Одной из наиболее заметных тенденций в развитии школьной информатики является увеличение места информационных технологий в ее содержании. В первых школьных учебниках информатики сведения о прикладных средствах современных информационных технологий в основном носили краткий описательный характер. В ...

Труд в природе детей старшего дошкольного возраста – как метод сенсорного воспитания
Разнообразный труд в природе - это, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда в природе у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. У детей развивается интерес к трудовой деятельности в целом, а также сознательное и ответст ...

Практические методы обучения
Метод упражнений. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса. Дидактика формулирует ряд правил проведения упражнений. Первым правилом является доведение до сознания обучаемых цели и порядка выполнения упражнения. Разнообразие ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru