Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем всех уровней в последние годы.
Управляющая система школы – директор, его заместители, руководители структурных подразделений – эффективна только в том случае, когда принципы и закономерности управления осознаны каждым из них в полном объеме и стали частью их профессионального самосознания. Уровень профессиональной культуры руководителей школы в значительной степени определяет качество инновационной деятельности образовательного учреждения в целом.
Профессиональный, т.е. культурный, руководитель целеустремленно и настойчиво формирует профессиональную культуру исполнителей, выступающих в качестве субъектов инновационной деятельности, рассматривая подобные усилия как условие обогащения кадрового ресурса инноваций.
Целью исследования явилось изучение мнений руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.
Задачи исследования:
выявить свойства модели управления инновационными процессами;
2.выявить особенности управления на различных этапах инновационного проекта;
3.определить формы и методы работы при управлении инновационными процессами;
4.оценить состояние и уровень управленческой деятельности в сфере инновации;
3.выявить степень удовлетворенности респондентов качеством управления инновационными процессами.
Объекты исследования – руководители и учителя образовательных учреждений, являющиеся носителями исследуемой проблемы.
Исследование проведено в образовательных учреждениях, где осуществляется инновационная педагогическая деятельность: гимназия № 11. МБОУ СОШ №11, 44, 58.
Выборочная совокупность составила 89 человек.
Полученная от образовательных учреждений информация достаточно сопоставима. В справках отражены данные как непосредственно образовательных учреждений, что позволило сравнить их, так и усредненные показатели, которые дали возможность оценить управление инновационными процессами в целом.
В исследовании можно выделить несколько общих этапов:
I этап – подготовительный (на этом этапе были выявлены проблема, задачи,
объект, предмет, гипотеза и был сделан выбор методов исследования).
II этап – исследовательский (был осуществлён сбор фактических данных).
III этап – обработка данных исследования (осуществлён количественный и качественный анализ данных исследования).
IV этап – проведена интерпретация данных и сформулирован вывод.
Метод исследований – анкетирование.
Чтобы определить свойства модели управления инновационными процессами в образовательных учреждениях, необходимо выявить:
- критерии оценки управления инновационными процессами;
- профессиональную подготовку учителей;
- их творческий настрой и проявление инициативы в инновационной деятельности.
- этап инновационной деятельности.
Критериями оценки управления инновационными процессами, со слов руководителей ОУ являются:
Таблица 7
Образовательные учреждения |
Критерии оценки управления инновационными процессами |
Гимназия № 11 |
уровень эффективности реализации инновационного процесса |
Школа № 11 |
новизна, актуальность, качество знаний, умений и навыков учащихся |
Школа № 14 |
результативность, принятие инноваций всеми участниками образовательного процесса |
Школа № 58 |
результативность, эффективность, целесообразность, своевременность, использование ресурсов |
Требует ли от учителя работа в условиях инновационной педагогической деятельности специальной профессиональной подготовки? На вопрос «Проходили ли Вы подготовку для осуществления педагогической деятельности» получены следующие ответы (в %):
Таблица 8
Варианты ответов |
Образовательные учреждения |
Среднее арифметическое | |||
Гимназия № 11 |
Школа № 11 |
Школа № 44 |
Школа № 58 | ||
проходили подготовку |
89 |
23 |
56 |
20 |
47 |
не проходили подготовку |
11 |
77 |
44 |
80 |
53 |
Информация по теме:
Особенности воспитания
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье формируются все личностные ...
Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного развития младших
подростков
Личность - это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно-личностны ...
Рабочее место учащегося
Рабочее место учащихся – это определенная часть площади учебной мастерской с наиболее целесообразным расположением оборудованием, инвентарем, приспособлениями и другой оснасткой. Основные компоненты рабочего места учащегося: определенная площадь учебной мастерской, необходимая для расположения и но ...