Отношение к лирике школьника-читателя на разных этапах его развития разное.
На последнем этапе (в старших классах), важно подвести читателя к осмыслению того, что произведение есть отражение авторского миропонимания, а его творчество отражение процесса формирования, изменения взглядов. Художник всегда ведет диалог с прошлым, настоящим, этот диалог обращен и в будущее, которому принадлежит современный читатель и который может и должен осознать себя как участник этого диалога. Осознание тех или иных граней диалога, его уровней (от художественного приема до идеи) в конечном итоге может способствовать пониманию специфики искусства, особенностей конкретного художественного явления, которые обусловлены принадлежностью к роду, жанру, направлению, что обеспечит сочетание объективного и глубоко личностного начал в восприятии искусства и формированию целостного мировоззрения подрастающей личности.
Как показывают исследования, проводимые учеными среди учебных заведений страны, ученики читать лирические произведения не любят, уровень восприятия лирических произведений у них низкий, умения пользоваться теоретико-литературными понятиями, связанными с лирикой как родом литературы, оставляет желать лучшего.
Критические статьи, и заметки о лирике, ученики почти совсем не читают и не смотрят литературные передачи.
А ведь изучение лирики в школе составили органическую часть воспитательного процесса. Многие литературоведы, методисты, которые занимались и занимаются изучением лирики, Рез В.Я., Медведев В.Л., Маранцман В.Г. отмечали, что лирика - тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека.
Нужен ли, возможен ли анализ лирического стихотворения и если нужен, то, как при изучении лирики сочетаются логическое и эмоциональное начало, как добиться, чтобы "алгебра" анализа не убила, не разрушила гармонию целого - эти вопросы неизбежно встают перед учителями, безусловно, перед методистами, которые работают над этой проблемой.
Школьная практика свидетельствует, что многие стихотворения без соответствующих комментариев просто не будут понятны, ряд других будет понят однозначно, узко. Это относится к таким, например, стихотворениям, как "Пророк" А.С. Пушкина, "Поэт и гражданин" Некрасова Н.А. и многим другим.
Требуют усилий для понимания и другие поэты, вообще всякое истинное искусство. С другой стороны, скрупулезный анализ таких стихотворений, как "Прощай, немытая Россия ." Лермонтова М.Ю. или "Все в тающей дымке ." Рыленкова Н., рассчитанных на мгновенный эмоциональный отклик читателя, убивает непосредственность восприятия.
И, наконец, любому лирическому стихотворению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые подчас направляют учеников на прозаический пересказ текста, а главное - разрушают целостное восприятие стихотворения.
Дело, стало быть, не в том, нужен ли анализ, а в его направлении, мере и конкретных формах. Чтобы наметить принцип и приемы аналитической работы над лирикой, необходимо отчетливо осознать своеобразие художественной природы лирического произведения, особенности лирического образа, основных компонентов лирического стихотворения - композиции, языка, стиха. Наблюдения над художественной формой помогут ввести учащихся во внутреннее содержание лирического произведения, раскрыть строй мыслей и чувств поэта.
Одна из задач учителя заключается в том, чтобы раскрыть мир лирического стихотворения во всем многоцветье красок и отзвуков. Ученики должны понять, что для каждого художника характерно свое, оригинальное видение мира, и когда мы читаем произведение, важно определить, чем этот поэт не похож на других, чем он обогатил наше представление о жизни.
В старших классах, разумеется, происходит определенный сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под влиянием школьного анализа критерии оценки лирических стихотворений становятся глубже и многограннее. Одним из важнейших элементов восприятий и оценки стихотворения становится наблюдение над его общественным звучанием.
Подчас ученики применяют одни и те же формулы к характеристике разных художественных явлений и тем самым уравнивают, нивелируют их содержание. О художественных достоинствах стихотворений или не говорят ничего, или говорят крайне бегло, невнятно, обнаруживая слабую осведомляемость в вопросах теории литературы и недостаточно развитый эстетический вкус.
Информация по теме:
Семья - основа нравственного воспитания
Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода из этого кризиса следует заняться прежде всего вопросами воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования. Ибо только достой ...
Критерии и уровни развития памяти младших школьников
В 20-х годах нашего века некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти. Однако внимательное изучение деятельности памяти маленьких детей показало, п ...
Содержание и этапы эмпирического исследования развития словообразования у
детей шестого жизни со стертой дизартрией и в норме
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 49 г. Амурска в три этапа: 1) Констатирующий этап; 2) Формирующий этап; 3) Контрольный этап. Цель констатирующего этапа исследования - выявить уровень сформированности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со ...