Окончательно проясняет авторскую идею письмо, написанное Анной:
Вы живы?. Я очень рада .
Я тоже, как вы, жива.
Так часто мне снится ограда,
Калитка и ваши слова.
Теперь я от вас далеко…
В России теперь апрель.
И синею заволокой
Покрыта береза и ель .
Начальные строки этого письма явно напоминают "Письмо матери": "Ты жива еще, моя старушка? / Жив и я. Привет тебе, привет!" Написанное без всякой видимой причины, "беспричинно", оно, как и письмо мельника, буквально переполнено чувством любви к своей родине - России, которая незабываема как первая любовь. Поэтому так естественно произведение о революции и "сплошных мужицких войнах" завершается словами: "Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас". И этот вывод рождается у героя поэмы в "суровые, грозные годы" всеобщей ненависти и вражды!. После того как Сергей трижды посетил родное село, трижды проехал по одной и той же дороге и трижды вспомнил свою первую любовь. После того как дважды возник образ девушки в белой накидке, которая постоянно, так или иначе напоминала о себе. А в начале поэмы говорилось другое: "Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас".
"В "Анне Снегиной" поэт выбирает наиболее характерную для зрелой лирики форму кольца и последними словами поэмы не только отвечает на поставленные в поэме вопросы и объясняет причины изменения деревенской жизни ("Теперь стал спокой в народе") и душевного мира Анны, но и опровергает взгляды главного героя семилетней давности ("Но мало любили нас").
Мысль зеркально преображается, меняется даже интонация. Знаменитого поэта излечило от тоски и сна - Слово. Слово женщины, которая когда-то в юности у калитки в цветущий сад нежно отвергла его любовь. Сергею нужно было прожить целую жизнь, вернуться в свое село и получить благую весть - такое светлое и нежное письмо от Анны, чтобы судить о жизни, о трагическом времени, в которое он жил, и о своей первой несостоявшейся любви так просветленно, так великодушно и милосердно.
А ведь это письмо написано женщиной, которая потеряла родной дом, испытала трагедию эмиграции, но вдали от России еще острее ощутила свою любовь к родной земле. Героиня поэмы Анна Снегина не только не осуждается за то, что оказалась в "чужих далях", но, наоборот, озаряет все происходящее высоким и благородным чувством доброты и милосердия (ср. значение имени Анна - "благодать или милостивая").
Характерный для поэм Есенина пролог с безымянным персонажем - возницей содержит объяснение и предысторию событий, романсовый лейтмотив - иносказание, а концовка произведения напоминает нравоучение, мудрое слово, притчу, которая придает внешне незавершенному сюжету завершенную форму.
"Букет образов", связанный с "девушкой в белой накидке": цветущий сад, весна, лето, калитка - соотносит самую пушкинскую поэму Есенина не только с известным русским романсом "Калитка", но и с блоковскими лирическими мотивами. Здесь целая цепочка одного из самых трагических произведений А. Блока - поэмы "Соловьиный сад", законченной накануне 1917 года: "Не доносятся жизни проклятья В этот сад, обнесенный стеной, В синем сумраке белое платье За решеткой мелькает резной".
Есенин явно вступает в спор с Блоком, у которого "соловьиный сад" отгорожен от трагедии народной жизни. Если поэма Блока звучит библейским напоминанием о райском саде, изгнании из рая, который человек не в силах обрести, то Есенин воспринимает религиозную символику в сеете обобщенного народного опыта. Сад для Есенина, как и для других крестьянских поэтов, - символ покоя, любви и добра (напомним название сборника стихов С.А. Клычкова "Потаенный сад", 1913 и "нетленный сад", как примету рая и "иной земли", в поэзии Н.А. Клюева).
Поэтому не случайно, что в "Анне Снегиной" при неразделенной любви ощущается буквально физическое наслаждение жизнью, "буйство глаз и половодье чувств". И есть ощущение какой-то непередаваемой благодати и счастья, которое только может испытать человек, приехавший на родину после долгой разлуки".
Новаторство жанра поэмы-романа состоит в сочетании объективированной позиции автора и лиризма чувств, насыщенности драматическими диалогами, наличии в повествовании писем мельника и Анны Снегиной (своего рода "маленьких" поэм внутри "большой"), а главное - эпического масштаба реалистически изображаемых событий романсового лейтмотива - воспоминаний о несбывшейся прекрасной мечте и блоковской девушке в белом, мелькающей за оградой цветущего сада. Есенин органично соединяет различные речевые стихии: разговорную, монолог-воспоминание, монолог-исповедь, эпистолярную, диалогическую речь и лексику старинного русского романса.
Информация по теме:
Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей
старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...
Образовательный стандарт начального общего образования по окружающему миру
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассужда ...
Гендерные различия восприятия юношами и девушками родительской позиции
матери и отца
Исследование тендерных различий восприятия подростками родительской позиции матери и отца представляет особый интерес. Известно, что родительская роль специфицирована в соответствии с полом ребенка, что находит отражение в различных социальных ожиданиях и нормативах поведения, предписываемых общест ...