Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке -
Зеленое вымя сосет.
Зрительное восприятие художника угадывало, улавливало во всем неповторимость, сказочность ("Хаты - в ризах образа"; "Обняв трубу, сверкает по повети / Зола зеленая из розовой печи"). В области световой эстетики Есенину принадлежит, пожалуй, первое место среди поэтов-современников.
Отличительная особенность есенинской цветописи - мажорность, четкость, импрессионистическая точность, осязаемость. Краски у него всегда живые, как все в природе; динамичные Соответствующие даже мгновению, времени суток и месяца; мелодичные, броские, звучащие, что кажется удивительным при почти элегической тональности его стихов.
Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым, розовым, малиновым, вишневым, алым, огненным и т.д. ("О красном вечере задумалась дорога"; "Вечером синим, вечером лунным"; "Алый мрак в небесной черни Начертил пожаром грань" и др.)".
В последующие годы (1919-1923) в стиле Есенина наблюдается своеобразный "взрыв образности", что не могло не сказаться на его цветовой гамме: она становится необычайно "объемной", еще далее расширяются ее границы, углубляется оттеночный эффект: желтый, златой, златохвойный, рыжий, ржавый, кровавый, окровавленный, красногривый, багряный, черный, вороний и т.д. ("Заметался пожар голубой"; "Льется дней моих розовый купол. В сердце снов золотых сума"; "И мне в окошко постучал Сентябрь багряной веткой ивы"). В "Пугачеве", где дается изображение оренбургских степей, песчаных пустынь Востока, преобладают цвета желтый, золотой, медно-красный (" . степей твоих медь"; "Прыгают кошками желтыми / Казацкие головы с плеч"; " . заря красным всадником мчится").
В дальнейшем (1924-1925 годы) доминантой его поэзии становятся пастельные тона: серый, синий, желтая позолота, янтарный, лимонный, сиреневый и др. ("Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет"; "Несказанное, синее, нежное . "; "Но и все ж вовек благословенны На земле сиреневые ночи").
Природа у Есенина, по словам Л.В. Занковской, следует законам жизни: она поет, звенит, переливается всевозможными опенками звучания ("В роще по березкам белый перезвон"; "А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя"; "Хвойной позолотой / Взвениеает лес"). Эпитет его многомерен и, интегрируя в себе живописное и музыкальное, имеет, как правило, полихромный и полифонический оттенок ("звонкий мрамор", "белый перезвон", "звенящая рожь" и т.д.).
Единство цвета и звука у Есенина используется и в стихах, передающих различные ситуации из мира животных:
В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней;
В синюю высь
Глядела она, скуля.
Также Л.В. Занковская указывает в своей статье, что инверсии, используемые в тексте, создают свои собственные фонационные, силлабические и стилистические акценты, необходимые, усугубляющие выразительность его стиха.
Разнообразие, красок и цветовых эпитетов, как и звуковых, способствует рождению новой внутренней формы, в которой смысловое органично сливается с живописным, симфоническим и собственно поэтическим.
Отношение к С. Есенину было сложным и неоднозначным.
Когда гроб с телом Есенина был перевезен в Москву и установлен в Доме печати, на решетке ограды появилось белое полотно с надписью: "Тело великого русского национального поэта Сергея Есенина покоится здесь".
Информация по теме:
Знаменитые выпускники
Среди преподавателей и выпускников Оксфорда – 40 нобелевских лауреатов, 25 британских премьер-министров, 6 королей, 12 святых, около 50 олимпийских медалистов, около 20 управляющих 100 крупнейших бизнесов мира (FTSE 100), тысячи ведущих политиков, ученых, людей литературы и искусства. Здесь проходи ...
Анализ системы физического образования в технических вузах в контексте
парадигмы фундаментальности образования в период перестройки
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, ...
Анализ целей и задач в физическом воспитании дошкольников
Цель физического воспитания вытекает из основной цели воспитания, 'отражая при этом специфические особенности физкультурной деятельности. На современном этапе, в отличие от эпохи строительства коммунизма, нет единого подхода к определению цели физического воспитания дошкольников. Каждый исследовате ...