И.Ю. Кулагина рассматривая развитие психических функций, отметила, что период детства сенситивен к усвоению речи, и выделила следующие этапы:
Первый этап (раннее детство 1-3года):
Автономная речь довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию слова заменяются словами «взрослой» речи.
Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической её сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка - то, что слово приобретает для него предметное значение. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.
В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. К 2 годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать объяснения взрослого относительно совместных действий. В 2-3 года возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений.
Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К 3 годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1.5 года, состоят из 2-3 слов. К 3 годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.
Второй этап (дошкольное детство 3-7лет):
К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучению чтению и письму.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребёнок перестаёт узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Интенсивно растёт словарный состав речи. Велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строения слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значение «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла.
В конце дошкольного возраста ребенок переходит к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения - монолога, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, опенку, согласование игровых действий.
А.В. Захарова установила, что на протяжении дошкольного возраста значительно увеличивается количество отношений, выражаемых каждым падежом.
Прогресс заключается в том, что в речи при помощи падежных форм выражаются все новые виды объективных отношений разнообразными способами. У старших дошкольников временные отношения, например, начинают выражаться формами родительного и дательного падежа.
Информация по теме:
Изучение дискретного строения вещества в физике средней школы
В курсе физики средней школы дается представления о таких понятиях, как дискретное строение вещества, масса, взаимодействие, сила, энергия. В ходе данной курсовой работе мы остановимся на формировании некоторых понятий и их взаимосвязи. Развитие знаний о дискретном строении вещества в систематическ ...
Теоретическое мышление и авторское действие в подростковом возрасте
Описание исторического значения становления и развития подросткового возраста, которое рассматривается в исследованиях К.Н. Поливановой, позволяет нам связать его с университетским образованием. В исследованиях К.Н. Поливановой рассматривался подростковый возраст, и преодоление кризиса. Поливанова ...
Методика ознакомления детей разных возрастных групп с растениями участка
детского сада
Знания о природе, полученные детьми раннего возраста, в первой младшей группе расширяются, а интерес и любовь к природе закрепляются и углубляются. Движения и игры на свежем воздухе, обогащение интересными впечатлениями в природе положительно сказываются на здоровье и самочувствии маленьких детей. ...