На наш взгляд, наиболее подробно коммуникативную компетенцию описывает Л.Ф. Бахман, который относит к ней языковую, дискурсивную, разговорную, прагматическую (практическую), социально-лингвистическую, стратегическую и мыслительную компетенции.
Существует несколько мнений по поводу того, что включать в коммуникативную компетенцию учащихся. Это понятие объединяет грамматическую (правила языка), социально-лингвистическую (правила диалектной речи), дискурсивную (правила построения смысла высказанного) и стратегическую (правила поддержания контакта с собеседником) компетенции.
В 70-е годы идея и термин «компетентности» широко использовались в США и ряде стран Европы в связи с проблемой индивидуализации обучения. Тогда эта идея была весьма проста: нельзя ограничиваться в обучении основами наук и соответствующими методами обучения, необходимо развивать все уровни межличностных отношений. Подход не выходил за рамки учебно-воспитательного процесса в школе.
В последнее время в дидактике профессионального образования разрабатываются идеи рассмотрения результатов образовательной деятельности через компетентности (ключевые, базовые, специальные).
Как уже было сказано выше, сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, без определенных навыков и умений их использования не могут решить проблему образования и подготовки студента к его будущей профессиональной деятельности. Следовательно, целью образования становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности, формирование ключевых компетентностей, которые должны подготовить студентов к жизни в обществе.
Анализ материалов международных научных конференций, и в частности, материалов симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» (Берн, 1996), а также работ, посвященных вопросу непрерывного образования, в сочетании с исследованиями отечественных ученых: А.Н. Леонтьева, Н.Н. Платонова, Е.А. Милеряна, И.А. Зимней, Н.А Лошкаревой, И.С.Якиманской, Д.Н. Богоявленского, П.Я. Гальперина Е.Н. Кабановой-Меллер и многих других, в работах которых проблемы формирования умений и навыков учащихся часто выходилиза уровни компетенций, только не употреблялся этот термин, позволяет выделить следующие существенные для КДП положения:
- компетентность — это деятельностная категория, которая проявляется только в определенной деятельности; быть компетентным означает быть способным (уметь) мобилизовать полученные знания и опыт в той или иной ситуации;
- компетентность не сводится к знаниям, навыкам и умениям, она а включает их в себя, т.к. как последние и есть формы проявления компетентности на разных этапах ее формирования;
- формирование компетентности — процесс, который в принципе никогда не заканчивается, и значимым фактором формирования компетентности является образование.
- природа компетентности такова, что она может проявляться только при условии глубокой личностной заинтересованности человека в том или ином виде деятельности.
Таким образом, компетентность не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации, а также может проявляться только в той или иной деятельности и при условии личностной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Она тесно связывает современную мобилизацию знаний, умений и способов поведения в конкретных ситуациях.
Информация по теме:
Анализ психолого-педагогических основ использования
ТСО в обучении культуре иноязычного общения в средней школе
В обучении культуре иноязычно общения особое место занимают ТСО (технические средства обучения). В методике обучения иностранным языкам активно исследовались учебные возможности ТСО. Большое внимание им уделено в работах К.Б. Карпова, А.С. Лурье, М. В. Ляховнцкого и других советских и зарубежных ме ...
Диагностика определяющей рефлексии
Диагностика, которая проводилась в пятом классе, является пробной, так как мы воспользовались диагностикой определяющей рефлексии по отношению к себе для 1-3 классов, но изменили и усложнили задания и вопросы в соответствии с возрастом. Набор задач для 5 класса представлен в приложении 1. В работе ...
Статистические и другие методы первичной обработки данных
Наряду с логической систематизацией (группировкой, классификацией и т.п.) собранных фактических материалов важную роль в обработке их играют, как уже говорилось, математические методы. Из большого арсенала методов современной математики в исследованиях по теории физической культуры используются пре ...