Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе

Педагогика » Формирование организационно-управленческой компетентности студента практиканта » Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе

Страница 3

На наш взгляд, наиболее подробно коммуникативную компетенцию описывает Л.Ф. Бахман, который относит к ней языковую, дискурсивную, разговорную, прагматическую (практическую), социально-лингвистическую, стратегическую и мыслительную компетенции.

Существует несколько мнений по поводу того, что включать в коммуникативную компетенцию учащихся. Это понятие объединяет грамматическую (правила языка), социально-лингвистическую (правила диалектной речи), дискурсивную (правила построения смысла высказанного) и стратегическую (правила поддержания контакта с собеседником) компетенции.

В 70-е годы идея и термин «компетентности» широко использовались в США и ряде стран Европы в связи с проблемой индивидуализации обучения. Тогда эта идея была весьма проста: нельзя ограничиваться в обучении основами наук и соответствующими методами обучения, необходимо развивать все уровни межличностных отношений. Подход не выходил за рамки учебно-воспитательного процесса в школе.

В последнее время в дидактике профессионального образования разрабатываются идеи рассмотрения результатов образовательной деятельности через компетентности (ключевые, базовые, специальные).

Как уже было сказано выше, сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, без определенных навыков и умений их использования не могут решить проблему образования и подготовки студента к его будущей профессиональной деятельности. Следовательно, целью образования становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности, формирование ключевых компетентностей, которые должны подготовить студентов к жизни в обществе.

Анализ материалов международных научных конференций, и в частности, материалов симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» (Берн, 1996), а также работ, посвященных вопросу непрерывного образования, в сочетании с исследованиями отечественных ученых: А.Н. Леонтьева, Н.Н. Платонова, Е.А. Милеряна, И.А. Зимней, Н.А Лошкаревой, И.С.Якиманской, Д.Н. Богоявленского, П.Я. Гальперина Е.Н. Кабановой-Меллер и многих других, в работах которых проблемы формирования умений и навыков учащихся часто выходилиза уровни компетенций, только не употреблялся этот термин, позволяет выделить следующие существенные для КДП положения:

- компетентность — это деятельностная категория, которая проявляется только в определенной деятельности; быть компетентным означает быть способным (уметь) мобилизовать полученные знания и опыт в той или иной ситуации;

- компетентность не сводится к знаниям, навыкам и умениям, она а включает их в себя, т.к. как последние и есть формы проявления компетентности на разных этапах ее формирования;

- формирование компетентности — процесс, который в принципе никогда не заканчивается, и значимым фактором формирования компетентности является образование.

- природа компетентности такова, что она может проявляться только при условии глубокой личностной заинтересованности человека в том или ином виде деятельности.

Таким образом, компетентность не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации, а также может проявляться только в той или иной деятельности и при условии личностной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Она тесно связывает современную мобилизацию знаний, умений и способов поведения в конкретных ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Анализ программ по биологии с точки зрения возможностей дидактических поисковых моделей
Организация учебной деятельности школьников зависит от содержания учебного материала, возрастных особенностей и общего уровня подготовки школьников. В связи с поставленными перед школой задачами возрастают требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Анализируя предлагаемые ...

Нравственное воспитание - активный целенаправленный процесс
Наша российская педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. В детском саду этот процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с уче ...

Методика ознакомления детей разных возрастных групп с растениями участка детского сада
Знания о природе, полученные детьми раннего возраста, в первой младшей группе расширяются, а интерес и любовь к природе закрепляются и углубляются. Движения и игры на свежем воздухе, обогащение интересными впечатлениями в природе положительно сказываются на здоровье и самочувствии маленьких детей. ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru