Гипотеза, объект и предмет, цели и задачи исследования

Страница 2

Далее в задачи работы входила проверка эффективности проведенных занятий на предмет развития и формирования субъективного отношения к природе.

Объект исследования: субъективное отношение к природе.

Предмет: воздействие занятий в уголке живой природы на развитие и формирование у детей субъективного отношения к природе.

Методика исследования

Экспериментальное исследование влияния занятий в уголке живой природы на формирование субъективного отношения к природе проводилось нами в течении одного учебного года. В нем приняли участие 84 человека, из них 10 ребят дошкольного возраста, 24 человека – младшие школьники и 44 – школьники младшего подросткового возраста. Работа проводилась на базе детского экологического клуба «Журавленок» Свердловского района города Красноярска. Целью исследования было: выяснить, действительно ли при условии соблюдения перечисленных выше принципов занятия в уголке живой природы будут способствовать развитию и формированию у детей субъективного отношения к природе. Для достижения этой цели была использована система диагностики, позволяющая выявить влияние занятий по программе на развитие субъективного отношения к природе у учащихся разного возраста. При этом были использованы следующие методики: Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» и Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП», разработанные В.А. Ясвиным и С.Д. Дерябо (Описание методик см. в приложениях), а также анализ рисунков детей на так называемую «свободную тему». В содержании детских рисунков на «свободную тему» отражается значимость для ребенка тех или иных объектов и явлений мира, - ребенок чаще всего рисует то, что ему наиболее дорого, что ему интересно, больше всего волнует в данный момент и т. д. Следовательно, если в ситуации рисования на свободную тему он склонен изображать природные объекты, то это может служить косвенным подтверждением того, что они являются для него «значимыми другими» (по А.А. Бодалеву).

Диагностика была проведена дважды – перед началом занятий по программе и в конце учебного года. Она проводилась среди детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возраста, причем для каждой из этих категорий она проводилась в двух группах – контрольной и экспериментальной. В экспериментальную группу входили дети, занимавшиеся в течении года в уголке живой природы, а в контрольную – дети занимавшиеся в клубе, но не посещавшие занятий по нашей программе. Для диагностики субъективного отношения к природе нами были использованы методики, позволяющие судить о его сформированности по таким характеристикам как интенсивность, доминирующая установка в отношении природы и выделение личностью природных объектов в качестве «значимых других».

Анализ и обсуждение результатов.

Для удобства рассмотрим результаты исследования по возрастным группам.

1. Результаты диагностики субъективного отношения к природе в младшей подростковой группе детей.

Исследование проводилось в двух группах – контрольной и экспериментальной. Результаты исследования представлены в виде гистограмм на рисунках 1, 2, 5, 6 и 9.

На рисунках 1 и 2 отображена структура и количественный показатель интенсивности субъективного отношения к природе, полученная благодаря методике диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «НАТУРАФИЛ». Как видно из результатов у экспериментальной группы в конце года значительно повысился показатель интенсивности субъективного отношения к природе: от 49 до 65 , что соответствует повышению интенсивности субъективного отношения к природе со среднего до высокого уровня, тогда как у контрольной группы этот показатель не изменился. Если рассматривать структуру интенсивности, то мы видим, что у экспериментальной группы значительно выросли показатели шкал практической, когнитивной, перцептивно-аффективной и поступочной (по мере убывания).

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Сущность метода моделирования
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключаетс ...

Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории
Применяемые методы зависят от типа структуры содержания материала. Так, при изучении элементов-предметов, не связанных между собой и показанных в тексте статически, используют конкретно-научные методы и приемы при помощи описания, измерений повторов, опытов с целью изучения свойств элементов, не ст ...

Программные требования к сюжетным задачам в 1 классе
Объем изучаемого в 1-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (сум ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru