В части второй главы первой раскрывается использование литературы на уроках музыки.
Продолжая идеи Д. Б. Кабалевского, связь литературы с музыкой рассматривается по следующим линиям (указанным в программе 5 класса), а именно:
• Литературная основа таких жанров, как песня, опера, балет и др.
• «Вторая жизнь» песни в инструментальном сочинении.
• Взаимодополнение, неразделимость слова и музыки в вокальных произведениях.
• Общность и специфика выразительных средств музыки и литературы.
• Роль музыки в литературных произведениях.
• «Вторая жизнь» стихотворения в музыкальном произведении.
В 6 классе в связи с темами «Преобразующая сила музыки» и «В чем сила музыки» возможно продолжение рассмотрения взаимосвязей музыки и литературы с позиции их влияния на человека, углубляя понятие общего и различного в каждом из искусств.
В 7 классе («Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия») естественным продолжением является линия знакомства с литературной основой жанров и взаимодействие слов и музыки в вокальных произведениях.
В 8 классе («Что значит современность в музыке?», «Музыка серьезная и музыка легкая», «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки», «Великие наши современники») особенно важно обратить внимание на взаимоотношение слова и музыки в вокальных произведениях, авторских песнях и современных шлягерах, сравнить это с романсами, с особенностями воплощения одной и той же темы в музыке «легкой» и «серьезной». Литературная основа музыкальных жанров осваивается в процессе исполнения и восприятия музыки. Процесс исполнения необходимо предварять интонационным анализом стиха и музыкального сопровождения.
Говоря о взаимосвязях между поэтическим и музыкальным текстами, нельзя забывать, что постижение ее происходит в процессе работы над песней и что слова в ней несут не только новую информацию, но и воспитывают. Донесение до слушателей всей полноты заключенного в нем содержания зависит не только от владения вокально- хоровыми навыками, но и от соблюдения логики речи в пении.
Часть третья главы первой указывает на взаимосвязь литературы и музыки на праздниках и развлечениях. Утренники и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности в коррекционных школах VIII вида. Она соединяет различные виды искусства в целях наиболее эмоционального воздействия и эффективного решения ряда воспитательных задач.
Широко представлено музыкальное исполнительство. Дети поют песни, выполняют перестроения, танцуют, водят хороводы, играют в ансамблях на различных инструментах. Музыка создает эмоциональный фон, смену настроений (торжественно-приподнятое, радостно-веселое, нежно-лирическое, шутливое и т.д.).
По-разному на празднике может звучать и выразительное слово: индивидуальное чтение стихотворений, отгадывание и загадывание загадок, участие в перекличке. Довольно часто используются игры-инсценировки, драматизации.
Объединенное воздействие разных видов искусств усиливает художественные впечатления ребенка, позволяет ему лучше ощутить атмосферу торжества, его основную направленность.
В главе второй дипломного сочинения раскрывается практическое использование литературных произведений в музыкальной работе с детьми.
Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх и вниз и т.д. В тоже время в жизни есть звуки не музыкальные, такие звуки называют шумовыми. На уроке нужно научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Приводится фрагмент урока: стихотворение А.А. Короленко. О музыкальных звуках так же рассказывается в сказке про девочку Нину, кошку Мурку, пианино.
Во втором классе дети знакомятся с темой «Развитие музыки». Задачи: На музыкальных примерах познакомить детей с развитием, дать, понять, что музыка находится всегда в движении, познакомить учеников с понятием лад – как важное средство развитие музыки, показать ученикам как сопоставление и развитие музыки различие тембров влияют на разные, динамические изменения - одно из средств развития музыки. Так же познакомить детей с такими музыкальными терминами как: лад, тембр, динамика через литературное слово.
Информация по теме:
Особенности учебно-методического комплекта «Школа России»
Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. Главная идея комплекта это стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития. Учебно-методический комплект «Школа Р ...
Типы семейного воспитания
Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный ...
Основные задачи и принципы
нравственного воспитания в детском саду
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают развитие у детей нравствeнных чувств, полoжительных навыков и манер поведения, моральных взглядов и мотивов поведения. В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формиpoвание нравственных чувств. Чувство - оcoбая фop ...