Взаимосвязь музыки и литературы на праздниках и развлечениях

Страница 3

Большого внимания от воспитателя требуют инсценировки, музыкальные спектакли, поставленные в детском исполнении. Эта форма развлечений позволяет включить школьников в творческую работу над созданием образов отдельных персонажей. Помочь ребенку найти и закрепить наиболее удачные интонации, обратить его внимание на музыку с тем, чтобы движения, характеризующие образ, соответствовали ей, можно игровым методом, используя картинку, образное сравнение, выразительные стихи.

Спектакль ставится несколько раз с разными исполнителями. Обычно дети подражают наиболее удачному и создают сходные образы, поэтому важно поддержать стремление ребенка внести какие-то новые детали в порученную ему роль.

Таким образом, виды развлечений в коррекционной школе носят разный характер: могут быть пассивными — знакомство с произведением искусства в исполнении взрослых и активными — с использованием различных форм детской самодеятельности, развивающей выдумку, самостоятельность.

Хорошо организованные, содержательные развлечения, в ходе которых ребенок приобретает специальные навыки, оказывают положительное воздействие на общее развитие, способствуют наиболее успешному участию в этой деятельности. Дети охотно участвуют в небольших инсценировках, стремясь передать характерные черты своих персонажей. У них более устойчивым становится умение общаться с партнером, они лучше помнят содержание, поэтому в спектакле могут участвовать 3—4 ребенка (основные роли) и группы детей на второстепенных ролях. Повторные показы могут возникнуть по предложению самих участников, причем каждый раз следует менять исполнителей ведущих ролей.

Индивидуальные вкусы появляются у старших школьников при слушании в записи любимой музыки, в выборе песен, хороводов, стихотворений. Педагог поддерживает такие проявления и стремится всячески их развивать.

Таким образом, развлечение — это педагогический процесс, протекающий в своеобразной форме. Здесь реализуется целый ряд воспитательных и коррекционных задач, направленных на развитие восприятия, специфической деятельности детей и особых навыков поведения.

Выбор развлечений определяется основными художественными педагогическими принципами. Содержание, соответствующее задачам коррекционной школы, должно включать элементы новизны, занимательности, необычности. Эта особенность репертуара может проявиться как в самом произведении, взятом для инсценировки, так и в увлекательной форме подачи знакомого детям материала.

Часто развлечения составляются практическими работниками, поэтому не всегда могут быть художественно совершенными. Но, объединяя различные по жанру произведения, они являются сильно воздействующим средством эстетического воспитания. Требование простоты, доходчивости не должно вступать в противоречие с художественными достоинствами.

Значительное количество имеющегося дополнительного материала позволяет производить его строгий отбор с учетом принципа доступности. Соответствие музыкальной и литературной части имеющимся у детей навыкам позволяет обеспечить легкость усвоения и правильность исполнения. Песня, игра, танец, всевозможные литературные произведения доставят ребенку удовольствие, радость в том случае, если он легко владеет своим голосом, движениями. Поэтому не следует увлекаться сложным материалом.

Учитывая, что развлечения помогают развитию различных способностей и специальных навыков, учитель при составлении плана предусматривает использование их в разнообразных формах, стараясь найти правильное соотношение развлечений в повседневной систематической работе по всем разделам художественного воспитания.

В настоящее время в развлечения включаются разные виды только художественной деятельности - литературная, изобразительная, театрально-игровая. Примерно один раз в неделю составляется общий план их проведения по каждому классу.

Для учащихся старших классов в научной литературе определены следующие типы взаимодействия искусства, и в частности, литературы и музыки: межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана, комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, преподавание отдельных видов искусств на полихудожественной основе — с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусств, а также сочетание обязательных предметов эстетического цикла с занятиями во внеурочное время. Возможностью данного подхода является проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций. При этом концерт явится одновременно и условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи — формирования путем активизации слушательских впечатлений мировоззрения старшеклассников. Также ввиду способности раздвигать временные и пространственные рамки литературно-музыкальная композиция в условиях внеурочного времени явится средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, развития способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественно-творческих потенций. Кроме того, концерт в форме литературно-музыкальной композиции — возможность для учащихся испытать себя в разных видах художественной практики (творчество и восприятие), а для учителя это возможность раскрыться в иной роли — «не только носителя культуры, но и ее творца

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Методы, формы, средства и содержание нравственного воспитания школьников
«Форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми». Для осуществления нравственного воспитания можно использовать ...

Классификация видов самостоятельной работы
Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д. Первое направление в классификации са ...

Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников мы взяли за основу среднюю школу №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области. Школа №4 была открыта в 1972 году и имеет статус муниципального общеобразовательного учреждения. Директор школы Л.А. Полякова имеет учёную ст ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru