В обучении культуре иноязычно общения особое место занимают ТСО (технические средства обучения). В методике обучения иностранным языкам активно исследовались учебные возможности ТСО. Большое внимание им уделено в работах К.Б. Карпова, А.С. Лурье, М. В. Ляховнцкого и других советских и зарубежных методистов. В результате обобщения опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение ТСО позволяет:
1) восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;
2) полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;
3) осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;
4) создавать лучшие условия для программирования и контроля;
5) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;
6) максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;
7) более или менее точно определять качественные показатели иноязычной речи учащихся в магнитной записи;
8) выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно, включая говорение.
Таким образом, на уроках иностранного языка ТСО предоставляет следующие возможности: - лекционная форма («виртуальный преподаватель», мультимедийные учебники).
- демонстрация роликов и фильмов на оригинальном языке.
- наглядные иллюстрации с использованием интернет-ресурсов.
- воспроизведение материалов для аудирования, синхронного проговаривания.
- интерактивные элементы (электронные тесты).
В обучении иностранному языку выделяют 3 вида ТСО:
1. Аудиальные технические средства обучения
К этой категории относятся те устройства, которые предполагают работу со звуком. К данной категории ТСО относятся магнитная звукозапись и оптическая звукозапись на компакт - дисках. Технические устройства: электрофон, кассетный магнитофон, радиоприемник, проигрыватель компакт-дисков, магнитофонное оборудование. В последние десятилетия именно этот тип доминировал при изучении иностранных языков, причем особое место в методике занимал лингафон - разветвленная аудиальная система, состоящая из одного главного блока (магнитофон с возможностью записи) и многих вспомогательных гарнитур (наушники + микрофон); лингафонными кабинетами оборудовались университеты и школы. Однако доказано, что пропускная способность человеческого уха невысока, поэтому в среднем учащийся запоминает лишь 5% информации, воспринятой «на слух».
2. Визуальные ТСО
Данная категория включает в себя устройства, предназначенные для демонстрации изображений. Графопроекторы, диапроекторы, стереопроекторы — все эти технические средства входят в состав визуальных. сюда же относятся соответствующие носители информации: слайды, диапозитивы, негативы и прочие. на сегодняшний день вся эта техника применяется крайне редко. Глаз человека обладает гораздо большей пропускной способностью, чем ухо, поэтому графический материал запоминается лучше звукового — до 20-25% информации остается в памяти ученика. Однако интенсивные курсы иностранного языка связаны скорее со звуком, чем с изображением. Такое положение дел со временем привело к появлению аудиовизуальной группы.
3. Аудиовизуальные (комбинированные) устройства
Среди этих устройств числятся те, которые способны работать и со звуком, и с изображением: видеофильмы, кино, учебное кино, компьютерные программы на магнитных дисках, озвученные серии диапозитивов и диафильмов. К этой категории относятся видеомагнитофоны, видеоплееры, компьютеры, и т.п.
В педагогическом процессе ТСО обладают следующими дидактическими возможностями:
Информация по теме:
Моделирование в раннем и дошкольном детстве
Моделирование - приблизительное воспроизведение каких либо объектов которые по своей сложности и величине не поддаются или плохо поддаются исследованию и изготовлению в натуре. Моделирование, проводимое в процессе обучения и воспитания детей, служит развитию их способностей, углублению знаний по о ...
Основные задачи и принципы
нравственного воспитания в детском саду
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают развитие у детей нравствeнных чувств, полoжительных навыков и манер поведения, моральных взглядов и мотивов поведения. В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формиpoвание нравственных чувств. Чувство - оcoбая фop ...
Характеристика основных умений в науке
Различают общеучебные умения, необходимые на занятиях почти по всем предметам (чтение, письмо, речь, счёт, организация учебной работы и т. д.) и специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины. В свою очередь, эти специальные умения можно р ...