Общим для всех трех аспектов рассматриваемого компонента интенсивностим отношения является то, что тот или иной перцептивный факт получает эмоциональную оценку, аффективно окрашивается, перцептивные и аффективные процессы происходят в неразрывном единстве. Именно поэтому он обозначается как перцептивно – аффективный.
Когнитивный компонент характеризует уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с природой, которые проявляются в готовности, (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы, в особой «информационной сенситивности» к ним и т.д.
При низком уровне сформированности когнитивного компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь перерабатывать поступающую о ней информацию, его активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией, хотя он является к этой информации восприимчивым, «неравнодушным», в чем и проявляется его субъективное отношение. При высоком уровне – человек сам стремится искать информацию, его активность в этом направлении является надситуативной, он сам организует познавательную деятельность.
Практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы, осваивать необходимые для этого технологии (умения и навыки) и т.д.
При низком уровне сформированности практического компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность с природным объектом, которую организовывают другие люди, т.е. активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией. При высоком – сам стремится к разносторонней практической деятельности с природными объектами, имеет разнообразные увлечения, связанные с природой: например, он по выходным любит работать на своем огороде, часто ходит за грибами и ягодами, ездит на рыбалку, держит дома собаку и т.д.
Поступочный компонент характеризует уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением к природе. Поступочный компонент принципиально отличается от практического: уход за аквариумными рыбками и активное участие в экологическом движении, охране природы – это две разные модели взаимодействия с природой. «Единицей» первой является то или иное практическое действие, «единицей» второй – именно поступок, являющийся актом нравственного самоопределения человека. Поступок – это «демонстрация» личности своего отношения.
В практическом компоненте взаимодействие с объектом отношения самоценно, а изменения окружения – лишь непринципиальное следствие; в поступочном - такое изменение становится как раз целью деятельности. В конечном счете, практический компонент – это «для себя», поступочный – «для других». Кормить свою собаку – это практическое действие; приютить у себя дома брошенного котенка – поступок; покопаться в выходной день на даче – практическое действие; порасчищать вместе с «зелеными» в этот день лес от мусора – поступок. При определенном внешнем сходстве это две принципиально различные психологические модели взаимодействия с природой. Именно поступочный компонент является концентрированным выражением всего субъективного отношения к природе, в нем в наибольшей степени оно проявляется. В целом, от перцептивно – аффективного к поступочному компоненту интенсивности растет степень проявления субъективного отношения во внешнем плане, а также значимость собственной, надситуативной активности личности.
Параметр осознанности
Люди в разной степени могут осознавать свою привязанность к природе: один не очень-то отдает себе в этом отчет, а для другого взаимодействие с природой становится профессией.
Эти три параметра: широта, интенсивность и осознанность, - являются хотя и связанными, но достаточно независимыми друг от друга. Человек может любить лишь некоторых животных, но зато очень сильно; достаточно хорошо осознать свою привязанность к природе, но вовсю не быть «фанатом» и т.д.
4) Модальность
Модальность – это параметр субъективного отношения, дающий его качественно – содержательную характеристику. Но если широта, интенсивность и осознанность характеризуют собственно запечатленность потребностей в объектах и явлениях природы, то устойчивость и модальность – все отношение в целом. Какой же может быть модальность субъективного отношения к природе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть модели взаимодействия с природным объектом. Человек может развертывать деятельность с природным объектом для получения какого-либо «полезного продукта»: например, выращивать индюка, чтобы потом поставить его в приготовленном виде на стол, держать во дворе собаку, чтобы она охраняла дом, и т. д Мотивом этой деятельности является удовлетворение каких-либо прагматических потребностей человека (пищевых, производственных и т.п.), целью – получение определенного «полезного продукта». Это наиболее частая – прагматическая – модель взаимодействия с природой. Но возможен вариант и непрагматического взаимодействия. Такая модель характерна для настоящих любителей природы, своего рода «фанатов»: владельцев собак и кошек, аквариумных рыбок, комнатных растений, попугаев, канареек и т. д. Ни о каком «полезном продукте» в данном случае нет речи. Если спросить их, зачем они это делают, мы получим ответ: «Для души, для общения!». Поскольку субъективное отношение формулируется (и реализуется) в деятельности, то оно имеет прямую связь с характером последней: если человек был включен в основном в прагматическую деятельность с объектами природы, то у него будет формироваться соответствующее прагматическое отношение к ней; если он был включен в непрагматическое взаимодействие – непрагматическое субъективное отношение. Таким образом, модальность субъективного отношения, во-первых, может быть охарактеризована по оси «прагматическая – непрагматическая». Вторая характеристика, по которой можно описать модальность, связана с вопросом: объектом или субъектом отношения личности является природа? Ответ на него имеет принципиальное значение. Действия, вполне допустимые и оправданные в отношении объектов, являются безнравственными и даже уголовно наказуемыми в отношении субъектов (точнее того, что считается в данном обществе субъектом). Массовые убийства рассматриваются как преступление против человечества и не имеют срока давности, а массовая вырубка леса – как хозяйственная деятельность и за выполнение плана по ней раньше давали премии. Но, с другой стороны, убийство раба, например, в Древнем Египте приравнивалось к порче вещи, а североамериканские индейцы спрашивали у дерева разрешения срубить его и просили прощения за то, что им приходится это делать. В этом случае «субъект» - это нечто вроде этикетки, таблички, которую воспринимающий «прикрепляет» к воспринимаемому и которая в результате определяет его поведение по отношению к последнему. Таким образом, модальность субъективного отношения к природе может быть охарактеризована и по второй оси – «объектная – субъектная», т.е. относится личность к представителям природы как к объектам или же как к субъектам. Соединение данных двух координат дает четыре типа модальности отношения к природе:
Информация по теме:
Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения
Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения не должны рассматриваться в отрыве от социально-исторического контекста, от актуальных задач, которые поставил перед наукой новый этап научно технического прогресса. Бурное развитие компьютерной техники и широкое ее применение в различных сфе ...
Влияние музыки и литературы на человека
В шестом классе рассматриваются проблемы связи музыки с жизнью, с других позиций: если жизнь рождает музыку, то музыка в свою очередь воздействует на человека, на жизнь. Чтобы понять это, надо разъяснить ребятам следующее: музыка сама по себе не может оказать какое – либо воздействие на жизнь, но о ...
Формирование у детей младшего дошкольного возраста отношения к семье как
биосоциальной структуре общества
Задачи: 1) систематизировать занятия направленные на формирование отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников. 2) провести занятия направленные на формирование отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников. Таблица 5 Система мероприя ...