─ Решите самостоятельно уравнения:
I вариант II вариант
7 ─ х = 5 8 + х = 10
4 + х = 8 9 ─ х = 4
Учащимся, которые быстро справились с заданием, мы предлагали индивидуальную работу. В одном случае это просто увеличение объёма работы; в другом случае это задание, требующее других способов решения, или задание на сообразительность. И в том и в другом случае ученик получал индивидуальное задание и выполнял его самостоятельно.
Итак, индивидуальная самостоятельная работа учитывала индивидуальные особенности ученика: темп его работы, способности, отношение к предмету. Обычно такие работы выполняли в классе сильные ученики. Иногда мы сразу предлагали таким ученикам карточки с содержанием индивидуальной самостоятельной работы. Мы соблюдали и другую противоположность. Учитывая индивидуальные особенности, предлагали карточки с заданием слабым ученикам или ученикам, у которых есть пробелы в знаниях, а всему классу ─ общее задание.
Иногда делали так, чтобы предложенная самостоятельная работа могла бы по сути своей стать индивидуальной для каждого ученика. Для этого мы, зная способности и наклонности учащихся, планировали и подбирали для каждого ученика задания в соответствии с его возможностями. Если такая работа проводится систематически, то в процессе её выполнения уровень самостоятельности ученика повышается, он может выполнять уже более сложные задания без помощи учителя.
Очень много ценных советов по организации самостоятельной деятельности учащихся даётся в статье «Самостоятельная работа учащихся на уроке» авторами Р.А.Васильевой и Г.Ф.Суворовой [6].Они пишут о разнообразных формах самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Мы воспользовались их рекомендациями, в том числе и советами по контролю за усвоением учащимися учебного материала. Результаты проверочных работ позволяли нам правильно определить содержание и методику дальнейшего обучения. Цель контрольных работ ─ учёт и контроль знаний.
Авторы статьи Р.А.Васильева и Г.Ф.Суворова советуют учесть, что одна из форм работы, способствующая развитию навыков самостоятельного умственного труда ─ это привлечение школьников к проверке своей работы и работы товарищей, чтобы научить ребят проверять правильность выполненных ими заданий, находить в них ошибки.
Для этого мы вводили специальные задания, помогающие детям сравнивать свою работу с образцом, записанным на переносной доске (на откидной доске и т.д.).
Наибольший эффект даёт самостоятельная проверка работы с кратким объяснением, почему следует решать именно таким способом. Хорошие результаты приносит и такой вид работы, когда учащиеся проверяют правильность выполнения с помощью вопросов и заданий, заранее написанных на доске.
Успех организации и проведения самостоятельной работы определяется такими важными факторами:
─ чётким планированием содержания и вида самостоятельных работ;
─ подробным инструктажем учителя, разъясняющим, что и, как и в какой последовательности делать;
─ своевременной проверкой любой самостоятельной работы.
Рассмотрим темы, которые входят в изучение математсмики во втором классе. Поскольку учащиеся обучаются с большим трудом и более медленно осваивают учебный материал, у них дольше вырабатываются вычислительные навыки, им нужно больше времени для запоминания изученного.
Поэтому непродуктивным является изучение этими детьми подряд табличного и нетабличного умножения и деления в пределах сотни, как это предусматривается действующими пособиями. Экспериментальная практика подтверждает большую рациональность другого подхода, когда после изучения табличного умножения и деления учитель переходит к изучению нумерации трёхзначных чисел и выполнению действия сложения и вычитания на этом множестве чисел. Если работа над сложением и вычитанием двузначных чисел строится в соответствии с данными рекомендациями, изучение этого материала не вызовет затруднений.
Параллельно с изучением нового материала будут совершенствоваться и навыки табличного умножения и деления. После завершения темы, связанной с трехзначными числами. Учитель приступает к изучению табличного умножения и деления, рассматривая выполнение этих действий на однозначное число не только на множестве двузначных чисел, но и на множестве трехзначных, начиная с самых простых случаев перехода через разряд, а при делении удобные слагаемые совпадают с разрядными.
Желательно рассмотрение не только случаев деления двузначных чисел на двузначные, но и трехзначных на двузначные в случаях, когда получается однозначное частное.
Умножение и деление на однозначное число необходимо вначале сопровождать подробной записью. Только тогда, когда алгоритм решения будет освоен учащимися и будут понятны основные принципы выполнения действий, вводится запись решения в столбик. Далее дети переходят к более сложным случаям, где возникает переход через разряд. Эта операция является объективно трудной для всех учащихся, для детей «группы риска» в силу большей инертности их мыслительных процессов она особенно сложна. Только неторопливая и длительная работоспособность помогает детям освоить переход от разрядных слагаемых к дробным, научиться различать случаи, когда последние совпадают, а когда – нет.
Информация по теме:
Воспитательная ценность дежурств
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...
Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
На сегодняшний день в Украине действует 699 школ-интернатов, из них 341 общеобразовательная, 489 – для детей с физическими отклонениями, 69 санаторных школ-интернатов. Всего 26 типов школ-интернатов. С целью защиты интересов детей-сирот и детей, которые не имеют соответствующей родительской заботы, ...
Роль педагога в развитии креативности старших
дошкольников в игре
В данном параграфе мы попытаемся выяснить роль педагога в развитии творческих способностей у дошкольников в игре. Нам необходимо остановиться на традиционных подходах к рассмотрению данной проблемы. При этом особое внимание уделить тем педагогическим условиям, которые специфически влияют на развити ...