А) Создание предметной среды. Необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей. Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения предметно-развивающей среды, поэтому при составлении плана занятия необходимо учесть эти принципы.
Принцип построения развивающей среды на занятии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.
Принцип активности - это возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании на занятии определенной окружающей среды. Окружающая обстановка должна давать возможность разнообразных изменений, легко трансформироваться, например: использование больших модульных наборов, центры песка и воды, мастерские, использование стен, ширм.
Принцип стабильности-динамичности - ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей– это зона стабильности:
- Использование сборно-разборной мебели;
- Использование игрушечной мебели;
- Использование емкостей для хранения игрушек;
- Игрушки;
- Мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
- Использование игрового спортивного оборудования;
- Использование игровых столов сложной конфигурации;
- Мебель - трансформер;
- Использование вертикальных разделителей;
- Кукольный театр;
- Костюмерная;
- Игрушки-заменители.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой).
Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу:
- Игровые и тематические зоны или центры (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный), охватывающие все интересы ребенка;
- Место отдыха;
- Место уединения.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Очень часто, при планировании занятия, этот принцип недооценивается. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому на занятии следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.
Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру. Реализуется в выборе темы, сюжета, необходимых игрушек, места, времени
Принцип этапности и учета возрастных особенностей. Отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».
Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:
-игровых зон;
-зон уединения;
-современных игрушек;
-развивающих игр;
-дидактического и демонстрационного материала;
-материала для продуктивной деятельности;
-атрибутики для творческой деятельности;
-уголков экспериментирования;
-уголка природы;
-логопедического уголка;
-фонотеку, видеотеку;
-спортивного инвентаря и оборудования. Б) Организация прогулки.
Большое внимание в новых условиях работы следует уделить организации прогулки. Для оптимальной организации прогулки необходимо разделить ее на следующие части:
Информация по теме:
Труд как фактор народного воспитания
Взять в основу современного воспитания учащихся опыт традиционного трудового воспитания казахов – цель и задача народной педагогики. В процессе организации разнообразных взаимоотношений и действий учащихся в социальной среде воспитание в них народного опыта и хороших черт характера издавна является ...
Методы и формы обучения в биологии
Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся, интенсифицирующих процесс обучения. В практике обучения биологии получили распространение следующие методы: лекция, рассказ, беседа, рабо ...
Вопросы и их роль в
активизации деятельности студентов
Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизация познавательной деятельности обучающихся. Преподаватели широко используют вопросы направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и ...